Подведем промежуточные итоги. Данное пособие создавалось максимально простым для восприятия, поэтому упор делается не на теорию, а на практику и наглядность. Однако без определенного минимума теоретических знаний обойтись не удастся. Возьмем аккорды. Если открытые аккорды нужно запомнить и отработать, то каждый закрытый аккорд выучивать необходимости нет. Нужно знать и понимать систему постановки аккордов. Напомню, что существует всего два типа основных аккордов — мажорные и минорные, поэтому достаточно выучить форму и аппликатуру мажора и минора — и вы автоматически будете знать все закрытые мажорные и минорные аккорды. Разница между ними будет заключаться в том, на каком ладу они прижимаются (также следует помнить, что на каждой струне есть своя форма мажора и минора). Для игры аккомпанемента (музыкального сопровождения пения) в равной степени используются открытые аккорды и закрытые аккорды с большим баррэ. В связи с тем,
что закрытые аккорды с большим баррэ расположены только на шестой и пятой струнах, нужно выучить форму мажора и минора на пятой и шестой струнах (итого: четыре аккорда), а также расположение нот на пятой и шестой струнах до восьмого лада — и вы автоматически будете знать все необходимые аккорды.
На рис. 4.13 вы видите расположение нот на шестой и пятой струнах до восьмого лада, а на рис. 4.14 — расположение всех нот на всех струнах (включая диезы и бемоли) до двенадцатого лада.
Таким образом, уже сейчас вы способны взять на гитаре любой закрытый мажорный или минорный аккорд. Например, вы хотите сыграть аккорд F#m. Действия будут следующими:
1 находите на шестой или пятой струне ноту «фа-диез»;
2 прикладываете к этой ноте минорную схему-форму, соблюдая аппликатуру.
Как вы знаете, нота «фа-диез» расположена на втором ладу шестой струны, значит, вы ставите на нее баррэ и добавляете форму минорного аккорда по шестой струне.
Предположим, вам нужно найти аккорд С#:
1 находите на пятой или шестой струне ноту «до-диез»;
2 прикладываете к этой ноте схему-форму мажорного аккорда.
Поскольку нота «до-диез» расположена на четвертом ладу пятой струны, то вы ставите на нее соответствующую мажорную схему-форму и получаете нужный вам аккорд «до-диез мажор».
что закрытые аккорды с большим баррэ расположены только на шестой и пятой струнах, нужно выучить форму мажора и минора на пятой и шестой струнах (итого: четыре аккорда), а также расположение нот на пятой и шестой струнах до восьмого лада — и вы автоматически будете знать все необходимые аккорды.
На рис. 4.13 вы видите расположение нот на шестой и пятой струнах до восьмого лада, а на рис. 4.14 — расположение всех нот на всех струнах (включая диезы и бемоли) до двенадцатого лада.
Таким образом, уже сейчас вы способны взять на гитаре любой закрытый мажорный или минорный аккорд. Например, вы хотите сыграть аккорд F#m. Действия будут следующими:
1 находите на шестой или пятой струне ноту «фа-диез»;
2 прикладываете к этой ноте минорную схему-форму, соблюдая аппликатуру.
Как вы знаете, нота «фа-диез» расположена на втором ладу шестой струны, значит, вы ставите на нее баррэ и добавляете форму минорного аккорда по шестой струне.
Предположим, вам нужно найти аккорд С#:
1 находите на пятой или шестой струне ноту «до-диез»;
2 прикладываете к этой ноте схему-форму мажорного аккорда.
Поскольку нота «до-диез» расположена на четвертом ладу пятой струны, то вы ставите на нее соответствующую мажорную схему-форму и получаете нужный вам аккорд «до-диез мажор».