Знакомства Просто(Без комплексов) - сайт знакомств

Глава 4. Баррэ. Закрытые аккорды. Диезы и бемоли.

Вы помните, что ноты на шестой струне расположены по принципу «через лад» (кроме седьмого и восьмого ладов, где ноты «си» и «до» находятся на соседних ладах). Итак, на первом ладу — нота «фа», на третьем — «соль», на пятом — «ля» и т. д. Однако между первым и третьим ладами есть целый лад (второй по счету). Почему на нем нет ноты? Вообще-то, на втором ладу имеется нота, но так как она находится между нотами «фа» и «соль», то называть ее можно либо «фа повышенная», либо «соль пониженная». Первый вариант имеет буквенное обозначение F# («фа-диез»), а второй — Gb («соль-бемоль»). Таким образом, диез (#) повышает ноту на один лад, а бемоль (Ь) — понижает. Напомню, что повышение звука на гитаре происходит вправо по грифу, а понижение — влево.
То же самое происходит с аккордами. Если на третьем ладу шестой струны есть аккорд «соль
мажор» (G), то на четвертом ладу будет, соответственно, «соль-диез мажор» (G#). На седьмом ладу пятой струны берется «ми минор» (Em), а на шестом ладу — «ми-бемоль минор» (Ebm). Достаточно сдвинуть аккорд на один лад влево, и вы получите бемоль, переставить на лад вправо — диез. Что касается нот «си» и «до» (Н и С), то они, как уже говорилось, находятся на соседних ладах (шестая струна, седьмой и восьмой лады), то есть между ними нет свободного лада. Возникает вопрос: как повысить ноту Н? Ответ прост: Н# равняется С («си-диез» — это то же, что и «до»). Естественно, если мы решим понизить ноту С, то получим СЬ, который соответствует Н (то есть «до-бемоль» равняется «си»). С нотами Е и F такая же ситуация: между ними нет свободного лада.

Теперь, если мы посчитаем количество всех нот, то выяснится, что на самом деле их не семь, а двенадцать: до, до#, ре, ре#, ми, фа, фа#, соль, соль#, ля, ля#, си.
 Упражнение № 38. Романс Гомеса (см. урок нa DVD).
Разберем еще одну знаменитую гитарную мелодию. Это популярное не слишком сложное произведение исполняется пальцевой техникой («перебором») и звучит довольно красиво. Основная часть произведения не представляет особых трудностей для воспроизведения: пока правая рука играет «перебор», левая перемещается с лада на лад (в основном на первой струне). Главное — строго соблюдать аппликатуру левой руки (рис. 4.12).


В первом такте прижмите безымянным пальцем левой руки седьмой лад, а во втором — указательным и средним пятый и третий лады. В третьем такте сначала на третьем ладу остается средний палец, затем второй лад прижимается указательным. В четвертом такте после первой открытой струны следует прижать третий и седьмой лады (в обоих случаях используйте средний палец левой руки). В пятом такте двенадцатый лад прижмите безымянным пальцем. В шестом такте двенадцатый, десятый и восьмой лады прижимайте по очереди безымянным, указательным и средним пальцами. Далее, в седьмом такте левой рукой нужно поставить малое баррэ. Одновременно прижмите указательным пальцем на пятом ладу первую, вторую и третью струны, а мизинцем восьмой лад на первой струне. Продолжайте держать баррэ, а на первой струне отпустите мизинец и прижмите седьмой лад безымянным пальцем, потом отпустите и его. В восьмом такте то же самое играется в обратном порядке (на фоне полубаррэ по очереди добавляются седьмой и восьмой лады безымянным пальцем и мизинцем соответственно). Девятый и десятый такты — самые сложные. На седьмом ладу указательным пальцем следует поставить большое баррэ, средним — прижать восьмой лад на третьей струне. На фоне «перебора» к большому баррэ на первой струне будут добавляться восьмой и одиннадцатый лады (безымянным пальцем и мизинцем). Играя это место, старайтесь добиться внятного звучания второй струны, прижимаемой указательным пальцем с помощью баррэ. Двенадцатый и тринадцатый такты повторяют второй и третий, а аппликатура четырнадцатого такта напомнит вам отрывок «Цыганочки». В пятнадцатом такте нужно по очереди прижимать второй лад на четвертой струне, затем второй лад на пятой и третий лад на шестой струнах. Делайте это указательным, средним и безымянным пальцами левой руки соответственно. Заканчивается произведение открытым «ми минором».