Первые девять аккордов, которые вы разучите в упражнениях с № 20 по 24, будут открытыми. В их состав входят не только струны, прижатые левой рукой, но и открытые. Если, ставя какойлибо аккорд, левая рука прижимает три или четыре струны и при этом в состав аккорда входят и неприжатые струны (или хотя бы одна), то это и есть открытый аккорд. Ставить открытые аккорды легче, чем закрытые (о которых рассказывается далее). Кстати, многие сборники с известными песнями рассчитаны исключительно на игру открытыми аккордами. Разберем несколько открытых мажорных и минорных аккордов. Аккордом, с которого вы начнете, будет знаменитый Am («ля минор») (рис. 3.1,3.2)
Для того чтобы в будущем избежать лишних проблем, отрабатывайте аккорды, строго соблюдая указанную аппликатуру. Итак, средним пальцем левой руки прижмите второй лад на четвертой струне, безымянным — второй лад на третьей, а указательным — первый лад на второй струне. Держа три ноты одновременно, правой рукой дергаете все струны, кроме шестой. Звукоизвлечение осуществляется большим пальцем правой руки. Пусть он плавно спустится с пятой струны на первую (шестая струна в состав аккорда не входит). Сделайте это несколько раз и убедитесь, что все ноты звучат чисто и звонко. После этого расслабьте левую руку и уберите ее с грифа. Снова прижмите и извлеките «ля минор». Проделайте это еще несколько раз (количество повторений зависит от того, насколько быстро вы сможете, не задумываясь, правильно ставить аккорд). Поиграйте то же самое медиатором. Отличие аккорда «ля мажор» от «ля минор» заключается в одной ноте на второй струне. Поставьте Am, затем отпустите указательный палец левой руки и поставьте мизинец на второй лад второй струны. Получился «ля мажор» (рис. 3.3, 3.4).
Отработайте аккорд по тому же принципу, как и «ля минор», и приступайте к выполнению упражнения № 20.
Упражнение №20. Чередование аккордов Am и А (см. урок на DVD).
Суть упражнения заключается в чередовании разобранных выше аккордов (Am и А). Сначала прижмите левой рукой аккорд Am и проведите по струнам медиатором, а затем проделайте то же самое с аккордом А. Главное — добиться ритмичной игры без пауз и качественного звучания. Как уже говорилось, отличие во время чередования этих аккордов заключается только в одной ноте, средний и безымянный пальцы на левой руке остаются без движения, а указательный и мизинец ставятся на свои лады и отпускаются по очереди.
Упражнение №21. Чередование аккордов Dm и D (см. урок на DVD).
Выучите и отработайте аккорд «ре минор». Обратите внимание, что звукоизвлечение правой рукой начинается с четвертой струны, так как шестая и пятая струны в этот аккорд не входят (рис. 3.5, 3.6).
Строго соблюдая аппликатуру, приступайте к изучению «ре мажора» (рис. 3.7,3.8).
Как и в случае с чередованием аккордов Am и А, отличие аккордов Dm и D заключается в одной ноте (уже на первой струне). Однако на этот раз левой руке придется поработать чуть больше, чем в предыдущем упражнении: чередуя Dm и D, вы будете переставлять не один, а два пальца.
Упражнение №22. Чередование аккордов Em и Е (см. урок на DVD).
Воспроизводить аккорд «ми минор» несколько легче, чем четыре предыдущих, так как левая рука прижимает только две ноты (второй лад на пятой и четвертой струнах), а правая извлекает звук всех шести струн. Итак, на втором ладу прижимаете пятую струну средним пальцем, а четвертую — безымянным (рис- 3.9, 3.10). Тщательно закрепите упражнение.
Для того чтобы получить аккорд «ми мажор», нужно прижать указательным пальцем левой руки первый лад третьей струны. Получилась схема, практически идентичная схеме аккорда Am, только каждая нота прижата на одну струну выше (рис. 3.11,3-12).
Чередуйте аккорды Em и Е, добиваясь качественного звучания без пауз.
Упражнение №23. Чередование аккордов G и С (см. урок на DVD).
В этом упражнении вы разучите два мажорных аккорда: «соль мажор» и «до мажор». Аппликатура «соль мажора» (G) характерна тем, что данный аккорд прижимается как бы двумя группами пальцев левой руки (ставить их нужно одновременно). Средним и указательным пальцем прижимаете шестую и пятую струны на третьем и втором ладах соответственно, а безымянным и мизинцем — вторую и первую на третьем ладу. Правой рукой извлекаете звук всех шести струн (рис. 3.13,3.14).
Аккорд «до мажор» (С) прижимается теми же группами пальцев на других струнах и ладах (рис. 3.15,3.16).
Отрабатывать чередование аккордов G и С сложнее, чем в предыдущих случаях, поэтому будьте очень внимательны с аппликатурой. Переходя от аккорда G к аккорду С, переставьте безымянный и мизинец на шестую и пятую струны (третий лад), а средний и указательный — на четвертую и вторую струны (второй и первый лад соответственно). Правая рука также прижимает шесть струн. Поработайте над техникой. Главное — чистота звучания и ритмичность (но не скорость). Стремитесь к равномерному звуку.
Упражнение №24. Доминантсептаккорд — Н7 (см. урок на DVD).
В этом упражнении только один новый аккорд — Н7. Поставьте средний палец левой руки на второй лад пятой струны, указательный — на первый лад четвертой струны, безымянный — на второй лад третьей струны, а мизинец — на второй лад первой струны. Правой рукой извлекайте этот аккорд, начиная с пятой струны (рис. 3.17, 3.18).
Отработайте чередование аккордов Н7 и Em. Переходя от аккорда Н7 к аккорду Em, отпустите мизинец и указательный палец левой руки, а безымянный — переставьте с четвертой на пятую струну (также на втором ладу). Не забывайте, что, извлекая аккорд Em, правая рука начинает с шестой струны. Играйте эти аккорды по кругу без остановок во время перехода, добиваясь максимально качественного звука.
Для того чтобы в будущем избежать лишних проблем, отрабатывайте аккорды, строго соблюдая указанную аппликатуру. Итак, средним пальцем левой руки прижмите второй лад на четвертой струне, безымянным — второй лад на третьей, а указательным — первый лад на второй струне. Держа три ноты одновременно, правой рукой дергаете все струны, кроме шестой. Звукоизвлечение осуществляется большим пальцем правой руки. Пусть он плавно спустится с пятой струны на первую (шестая струна в состав аккорда не входит). Сделайте это несколько раз и убедитесь, что все ноты звучат чисто и звонко. После этого расслабьте левую руку и уберите ее с грифа. Снова прижмите и извлеките «ля минор». Проделайте это еще несколько раз (количество повторений зависит от того, насколько быстро вы сможете, не задумываясь, правильно ставить аккорд). Поиграйте то же самое медиатором. Отличие аккорда «ля мажор» от «ля минор» заключается в одной ноте на второй струне. Поставьте Am, затем отпустите указательный палец левой руки и поставьте мизинец на второй лад второй струны. Получился «ля мажор» (рис. 3.3, 3.4).
Отработайте аккорд по тому же принципу, как и «ля минор», и приступайте к выполнению упражнения № 20.
Упражнение №20. Чередование аккордов Am и А (см. урок на DVD).
Суть упражнения заключается в чередовании разобранных выше аккордов (Am и А). Сначала прижмите левой рукой аккорд Am и проведите по струнам медиатором, а затем проделайте то же самое с аккордом А. Главное — добиться ритмичной игры без пауз и качественного звучания. Как уже говорилось, отличие во время чередования этих аккордов заключается только в одной ноте, средний и безымянный пальцы на левой руке остаются без движения, а указательный и мизинец ставятся на свои лады и отпускаются по очереди.
Упражнение №21. Чередование аккордов Dm и D (см. урок на DVD).
Выучите и отработайте аккорд «ре минор». Обратите внимание, что звукоизвлечение правой рукой начинается с четвертой струны, так как шестая и пятая струны в этот аккорд не входят (рис. 3.5, 3.6).
Строго соблюдая аппликатуру, приступайте к изучению «ре мажора» (рис. 3.7,3.8).
Как и в случае с чередованием аккордов Am и А, отличие аккордов Dm и D заключается в одной ноте (уже на первой струне). Однако на этот раз левой руке придется поработать чуть больше, чем в предыдущем упражнении: чередуя Dm и D, вы будете переставлять не один, а два пальца.
Упражнение №22. Чередование аккордов Em и Е (см. урок на DVD).
Воспроизводить аккорд «ми минор» несколько легче, чем четыре предыдущих, так как левая рука прижимает только две ноты (второй лад на пятой и четвертой струнах), а правая извлекает звук всех шести струн. Итак, на втором ладу прижимаете пятую струну средним пальцем, а четвертую — безымянным (рис- 3.9, 3.10). Тщательно закрепите упражнение.
Для того чтобы получить аккорд «ми мажор», нужно прижать указательным пальцем левой руки первый лад третьей струны. Получилась схема, практически идентичная схеме аккорда Am, только каждая нота прижата на одну струну выше (рис. 3.11,3-12).
Чередуйте аккорды Em и Е, добиваясь качественного звучания без пауз.
Упражнение №23. Чередование аккордов G и С (см. урок на DVD).
В этом упражнении вы разучите два мажорных аккорда: «соль мажор» и «до мажор». Аппликатура «соль мажора» (G) характерна тем, что данный аккорд прижимается как бы двумя группами пальцев левой руки (ставить их нужно одновременно). Средним и указательным пальцем прижимаете шестую и пятую струны на третьем и втором ладах соответственно, а безымянным и мизинцем — вторую и первую на третьем ладу. Правой рукой извлекаете звук всех шести струн (рис. 3.13,3.14).
Аккорд «до мажор» (С) прижимается теми же группами пальцев на других струнах и ладах (рис. 3.15,3.16).
Отрабатывать чередование аккордов G и С сложнее, чем в предыдущих случаях, поэтому будьте очень внимательны с аппликатурой. Переходя от аккорда G к аккорду С, переставьте безымянный и мизинец на шестую и пятую струны (третий лад), а средний и указательный — на четвертую и вторую струны (второй и первый лад соответственно). Правая рука также прижимает шесть струн. Поработайте над техникой. Главное — чистота звучания и ритмичность (но не скорость). Стремитесь к равномерному звуку.
Упражнение №24. Доминантсептаккорд — Н7 (см. урок на DVD).
В этом упражнении только один новый аккорд — Н7. Поставьте средний палец левой руки на второй лад пятой струны, указательный — на первый лад четвертой струны, безымянный — на второй лад третьей струны, а мизинец — на второй лад первой струны. Правой рукой извлекайте этот аккорд, начиная с пятой струны (рис. 3.17, 3.18).
Отработайте чередование аккордов Н7 и Em. Переходя от аккорда Н7 к аккорду Em, отпустите мизинец и указательный палец левой руки, а безымянный — переставьте с четвертой на пятую струну (также на втором ладу). Не забывайте, что, извлекая аккорд Em, правая рука начинает с шестой струны. Играйте эти аккорды по кругу без остановок во время перехода, добиваясь максимально качественного звука.