Гитарный «бой» — один из наиболее распространенных способов исполнения аккомпанемента правой рукой. Существует несколько видов этого приема. Они подходят для основных типов песен, которых, по сути, три: быстрые, медленные и среднего темпа. Многое зависит и от того, какое настроение вы хотите передать. Например, если требуется жесткое звучание, то «бой» играют громко и интенсивно (желательно медиатором), при исполнении лирических мелодий используют пальцы. Техника выполнения приема заключается в том, что на протяжении песни правая рука осуществляет определенные повторяющиеся размашистые движения по всем струнам, а левая переставляет соответствующие аккорды. Когда вы отработаете представленные в данном курсе виды «боя» на примерах нескольких песен, то, вероятно, обнаружите, что можете их немного видоизменять по своему вкусу. Многие гитаристы «изобретают» свои способы игры на основе общеизвестных — это распространенная практика.
Упражнение № 25. Гитарный «бой» № 1 (см. ypoк нa DVD).
Этот «бой» встречается, пожалуй, наиболее часто и лучше всего подходит для исполнения быстрых песен любого стиля. Вы наверняка слышали словосочетание «140 ударов в минуту». Это стандартная частота ударов барабана в быстрых танцевальных песнях. Однако и в других музыкальных направлениях этот темп используется с не меньшим успехом (и в рок-музыке, и металле). Именно в таких произведениях применяется «бой» № 1 (темп может быть быстрее или медленнее). Повторяющиеся действия правой руки (паттерн) включают шесть отдельных движений (рис. 3.19).
Отрабатывать прием нужно и пальцами, и медиатором (оба метода необходимы в равной степени).
Выполняйте упражнение следующим образом:
. движение вниз большим пальцем правой руки по всем струнам;
. движение вниз большим пальцем правой руки но всем струнам;
. движение вверх указательным пальцем (от тонких струн к толстым);
. движение вверх указательным пальцем (от тонких струн к толстым);
. движение вниз указательным пальцем правой руки по всем струнам;
. движение вверх указательным пальцем правой руки по всем струнам.
Некоторые гитаристы играют этот тип «боя», производя удары вниз одновременно указательным, средним и безымянным пальцами, а удары вверх — большим, другие — во всех ударах (и вниз, и вверх) используют только указательный палец и т. п. — это дело вкуса и привычки. Главное — соблюдать очередность самих ударов. Играя «бой» медиатором, можно добиться более яркого, звонкого и равномерного звука.
Упражнение №26. Гармоническая последовательность 1 (см. урок на DVD).
Любая песня — это гармоническая последовательность (то есть определенная последовательность аккордов). Принципы отработки данного упражнения не отличаются от стандартного аккомпанемента. Сыграйте последовательность аккордов Am — Dm — Е — Am, используя «бой» № 1. Упражнение выполняется по кругу (на каждый аккорд один «бой»). Ваша задача — научиться играть без пауз в местах переходов между аккордами, а также получить качественный яркий звук. Если играть без остановок не получается, то следует замедлить темп и отработать переходы отдельно. Паттерн начинается с удара вниз и состоит из
шести движений, поэтому звукоизвлечение очередного аккорда в последовательности должно приходиться на движение вниз. Важный момент: вы помните, что аккорд Am следует играть правой рукой, начиная с пятой струны, Dm — с четвертой, а Е — с шестой. Когда вы используете «бой», это правило нужно соблюдать. Контролируйте струны левой рукой. Это значит, что, играя «боем» аккорд «Am», необходимо глушить большим пальцем левой руки шестую струну (для этого достаточно легкого прикосновения подушечки пальца к струне). При извлечении аккорда Dm также глушите большим пальцем шестую струну, пятая — может звучать, это допустимо. В аккорде Е должны быть задействованы все шесть струн.
Упражнение №27. Гармоническая последовательность 2 (см. урок на DVD).
Еще одна гармоническая последовательность для отработки «боя» № 1: С — G — Dm — Am. Как и в предыдущем случае, упражнение исполняется по кругу (на каждый аккорд приходится один «бой»). Следите за равномерностью исполнения в местах переходов от аккорда к аккорду и качеством звучания. Обратите внимание на момент глушения струн большим пальцем левой руки во второй половине последовательности.
Упражнение №28. Гармонические последовательности 3 и 4 (см. урок на DVD).
Третья последовательность отличается большим количеством задействованных аккордов и, соответственно, переходов: Em - Am - D - G - Em - Am - H7 - Em.
Работайте над упражнением, соблюдая предыдущие инструкции. Четвертая последовательность: А - D - А - D - G - D - A - A. Обратите внимание, в конце аккорд «ля мажор» играется дважды, то есть, когда вы исполняете последовательность по кругу, аккорд А звучит по три раза (так как начинается
последовательность также с А).
Упражнение № 25. Гитарный «бой» № 1 (см. ypoк нa DVD).
Этот «бой» встречается, пожалуй, наиболее часто и лучше всего подходит для исполнения быстрых песен любого стиля. Вы наверняка слышали словосочетание «140 ударов в минуту». Это стандартная частота ударов барабана в быстрых танцевальных песнях. Однако и в других музыкальных направлениях этот темп используется с не меньшим успехом (и в рок-музыке, и металле). Именно в таких произведениях применяется «бой» № 1 (темп может быть быстрее или медленнее). Повторяющиеся действия правой руки (паттерн) включают шесть отдельных движений (рис. 3.19).
Отрабатывать прием нужно и пальцами, и медиатором (оба метода необходимы в равной степени).
Выполняйте упражнение следующим образом:
. движение вниз большим пальцем правой руки по всем струнам;
. движение вниз большим пальцем правой руки но всем струнам;
. движение вверх указательным пальцем (от тонких струн к толстым);
. движение вверх указательным пальцем (от тонких струн к толстым);
. движение вниз указательным пальцем правой руки по всем струнам;
. движение вверх указательным пальцем правой руки по всем струнам.
Некоторые гитаристы играют этот тип «боя», производя удары вниз одновременно указательным, средним и безымянным пальцами, а удары вверх — большим, другие — во всех ударах (и вниз, и вверх) используют только указательный палец и т. п. — это дело вкуса и привычки. Главное — соблюдать очередность самих ударов. Играя «бой» медиатором, можно добиться более яркого, звонкого и равномерного звука.
Упражнение №26. Гармоническая последовательность 1 (см. урок на DVD).
Любая песня — это гармоническая последовательность (то есть определенная последовательность аккордов). Принципы отработки данного упражнения не отличаются от стандартного аккомпанемента. Сыграйте последовательность аккордов Am — Dm — Е — Am, используя «бой» № 1. Упражнение выполняется по кругу (на каждый аккорд один «бой»). Ваша задача — научиться играть без пауз в местах переходов между аккордами, а также получить качественный яркий звук. Если играть без остановок не получается, то следует замедлить темп и отработать переходы отдельно. Паттерн начинается с удара вниз и состоит из
шести движений, поэтому звукоизвлечение очередного аккорда в последовательности должно приходиться на движение вниз. Важный момент: вы помните, что аккорд Am следует играть правой рукой, начиная с пятой струны, Dm — с четвертой, а Е — с шестой. Когда вы используете «бой», это правило нужно соблюдать. Контролируйте струны левой рукой. Это значит, что, играя «боем» аккорд «Am», необходимо глушить большим пальцем левой руки шестую струну (для этого достаточно легкого прикосновения подушечки пальца к струне). При извлечении аккорда Dm также глушите большим пальцем шестую струну, пятая — может звучать, это допустимо. В аккорде Е должны быть задействованы все шесть струн.
Упражнение №27. Гармоническая последовательность 2 (см. урок на DVD).
Еще одна гармоническая последовательность для отработки «боя» № 1: С — G — Dm — Am. Как и в предыдущем случае, упражнение исполняется по кругу (на каждый аккорд приходится один «бой»). Следите за равномерностью исполнения в местах переходов от аккорда к аккорду и качеством звучания. Обратите внимание на момент глушения струн большим пальцем левой руки во второй половине последовательности.
Упражнение №28. Гармонические последовательности 3 и 4 (см. урок на DVD).
Третья последовательность отличается большим количеством задействованных аккордов и, соответственно, переходов: Em - Am - D - G - Em - Am - H7 - Em.
Работайте над упражнением, соблюдая предыдущие инструкции. Четвертая последовательность: А - D - А - D - G - D - A - A. Обратите внимание, в конце аккорд «ля мажор» играется дважды, то есть, когда вы исполняете последовательность по кругу, аккорд А звучит по три раза (так как начинается
последовательность также с А).