Последняя разновидность аккордов, которые вам необходимо освоить, чтобы умело аккомпанировать на гитаре, — это септаккорды. Один такой аккорд уже встречался в упражнении № 24 - « Н7 » . Ниже вы познакомитесь с остальными открытыми представителями «семерок» — доминантсептаккордами и минорными септаккордами. Отмечу, что простейшие септаккорды — это обычные мажорные и минорные аккорды, только «модернизированные». Суть аккорда не меняется, зато его звучание приобретает определенный оттенок. Грамотно используя септаккорды, можно придать звучанию песен своеобразный характер. Это, конечно, не означает, что использовать септаккорды нужно по принципу «кашу маслом не испортишь». Для того чтобы применять их правильно, необходим определенный музыкальный опыт и знание предмета.
Упражнение № 44. Открытый доминантсептаккорд Е7.
Чтобы получить этот аккорд, возьмите на гитаре аккорд Е. Для того чтобы из открытого аккорда Е получить доминантсептаккорд Е7, добавьте мизинцем ноту на третьем ладу второй струны (рис. 5.1, 5.2).
Поиграйте по очереди эти два аккорда и обратите внимание на разницу в звучании. Дополнительно отработайте переход Е7 — Am.
Упражнение №45. Открытый доминантсептаккорд А7.
Возьмите на гитаре аккорд А. Для получения доминантсептаккорда А7 уберите безымянный палец со второго лада третьей струны и переставьте его на второй лад второй струны. Таким образом, во время прижатия аккорда А7 задействовано только два пальца. Обратите внимание на третью открытую струну: в аккорде А7 она должна быть отчетливо слышна (рис. 5.3,5.4).
Поиграйте по очереди аккорды А и А7 и сравните их звучание. Дополнительно отработайте переход А7 — Dm.
Упражнение №46. Открытый доминантсептаккорд D7.
Отличие аккорда D7 от открытого D заключается в одной ноте, но аппликатура их разная. Средним пальцем левой руки прижмите второй лад третьей струны, указательным — первый лад второй струны, безымянным — второй лад первой струны. Аккорд D7 выглядит как зеркальное отражение открытого D, только на этот раз «острие треугольника» развернуто влево (рис. 5.5,5.6).
Строго соблюдая аппликатуру, поиграйте по очереди аккорды D и D7 и сравните их звучание. Дополнительно отработайте переход D7 — Gm
Упражнение № 47. Открытый доминантсептаккорд G7.
Безымянным пальцем левой руки прижмите третий лад на шестой струне, средним — второй лад на пятой струне, а указательным — первый лад на первой струне (рис. 5.7, 5.8).
Соблюдая аппликатуру, играйте по очереди аккорды G и G7. Сравните их звучание. Дополнительно отработайте переход G7 — Сm.
Упражнение №48. Открытый доминантсептаккорд С7.
Безымянным пальцем левой руки прижмите третий лад на пятой струне, средним — второй лад на четвертой струне, мизинцем — третий лад на третьей струне, а указательным — первый лад на второй струне (рис. 5.9, 5.10).
Как и в предыдущих упражнениях, играйте по очереди аккорды С и С7 и сравнивайте их звучание. Отработайте также переход С7 — Fm.
Упражнение № 49. Открытый минорный септаккорд Еm7.
Поставьте аккорд Em. Для того чтобы из открытого Em получить минорный септаккорд Еm7, достаточно добавить мизинцем ноту на третьем ладу второй струны (рис. 5.11, 5.12).
Играйте по очереди два аккорда. Хорошей демонстрацией звучания септаккордов будет следующая гармоническая последовательность: Еm7 — А7 — Em — А. Как видите, первая половина последовательности играется септаккордами, а вторая — обычными. Выполняйте упражнение по кругу и сравнивайте звучание аккордов.
Упражнение № 50. Открытый минорный септаккорд Аm7.
Возьмите на гитаре аккорд Am. Теперь уберите безымянный палец со второго лада третьей струны — получится минорный септаккорд Аm7. Во время его прижатия задействовано только два пальца. Обратите внимание на третью открытую струну: в аккорде Аm7 она должна быть внятно слышна (рис. 5.13,5.14).
Поиграйте по очереди аккорды Am и Аm7 и сравните их звучание. Поиграйте гармоническую последовательность Аm7 — D7 — Am — D. Как и в упражнении № 49, первая половина последовательности играется септаккордами, а вторая — обычными.
Упражнение № 51. Открытый минорный септаккорд Dm7.
Чтобы взять аккорд Dm7, нужно использовать полубаррэ. Напомню, что полубарре — это вид баррэ, при котором указательный палец одновременно прижимает только две струны. Итак, прижмите указательным пальцем левой руки первую и вторую струны на первом ладу, а средним — второй лад на третьей струне (рис. 5.15, 5.16).
Строго соблюдая аппликатуру, играйте по очереди аккорды Dm и Dm7. Контролируйте качество звучания (особенно полубаррэ). Дополнительно отработайте последовательность Dm7 - G7 - Dm — G. Наверняка вы обратили внимание на характерную мягкость звучания минорных септаккордов. Такое звучание характерно для блюза и джаза (хотя нередко его можно услышать и в других музыкальных направлениях — в поп и рок-музыке).
Упражнение № 44. Открытый доминантсептаккорд Е7.
Чтобы получить этот аккорд, возьмите на гитаре аккорд Е. Для того чтобы из открытого аккорда Е получить доминантсептаккорд Е7, добавьте мизинцем ноту на третьем ладу второй струны (рис. 5.1, 5.2).
Поиграйте по очереди эти два аккорда и обратите внимание на разницу в звучании. Дополнительно отработайте переход Е7 — Am.
Упражнение №45. Открытый доминантсептаккорд А7.
Возьмите на гитаре аккорд А. Для получения доминантсептаккорда А7 уберите безымянный палец со второго лада третьей струны и переставьте его на второй лад второй струны. Таким образом, во время прижатия аккорда А7 задействовано только два пальца. Обратите внимание на третью открытую струну: в аккорде А7 она должна быть отчетливо слышна (рис. 5.3,5.4).
Поиграйте по очереди аккорды А и А7 и сравните их звучание. Дополнительно отработайте переход А7 — Dm.
Упражнение №46. Открытый доминантсептаккорд D7.
Отличие аккорда D7 от открытого D заключается в одной ноте, но аппликатура их разная. Средним пальцем левой руки прижмите второй лад третьей струны, указательным — первый лад второй струны, безымянным — второй лад первой струны. Аккорд D7 выглядит как зеркальное отражение открытого D, только на этот раз «острие треугольника» развернуто влево (рис. 5.5,5.6).
Строго соблюдая аппликатуру, поиграйте по очереди аккорды D и D7 и сравните их звучание. Дополнительно отработайте переход D7 — Gm
Упражнение № 47. Открытый доминантсептаккорд G7.
Безымянным пальцем левой руки прижмите третий лад на шестой струне, средним — второй лад на пятой струне, а указательным — первый лад на первой струне (рис. 5.7, 5.8).
Соблюдая аппликатуру, играйте по очереди аккорды G и G7. Сравните их звучание. Дополнительно отработайте переход G7 — Сm.
Упражнение №48. Открытый доминантсептаккорд С7.
Безымянным пальцем левой руки прижмите третий лад на пятой струне, средним — второй лад на четвертой струне, мизинцем — третий лад на третьей струне, а указательным — первый лад на второй струне (рис. 5.9, 5.10).
Как и в предыдущих упражнениях, играйте по очереди аккорды С и С7 и сравнивайте их звучание. Отработайте также переход С7 — Fm.
Упражнение № 49. Открытый минорный септаккорд Еm7.
Поставьте аккорд Em. Для того чтобы из открытого Em получить минорный септаккорд Еm7, достаточно добавить мизинцем ноту на третьем ладу второй струны (рис. 5.11, 5.12).
Играйте по очереди два аккорда. Хорошей демонстрацией звучания септаккордов будет следующая гармоническая последовательность: Еm7 — А7 — Em — А. Как видите, первая половина последовательности играется септаккордами, а вторая — обычными. Выполняйте упражнение по кругу и сравнивайте звучание аккордов.
Упражнение № 50. Открытый минорный септаккорд Аm7.
Возьмите на гитаре аккорд Am. Теперь уберите безымянный палец со второго лада третьей струны — получится минорный септаккорд Аm7. Во время его прижатия задействовано только два пальца. Обратите внимание на третью открытую струну: в аккорде Аm7 она должна быть внятно слышна (рис. 5.13,5.14).
Поиграйте по очереди аккорды Am и Аm7 и сравните их звучание. Поиграйте гармоническую последовательность Аm7 — D7 — Am — D. Как и в упражнении № 49, первая половина последовательности играется септаккордами, а вторая — обычными.
Упражнение № 51. Открытый минорный септаккорд Dm7.
Чтобы взять аккорд Dm7, нужно использовать полубаррэ. Напомню, что полубарре — это вид баррэ, при котором указательный палец одновременно прижимает только две струны. Итак, прижмите указательным пальцем левой руки первую и вторую струны на первом ладу, а средним — второй лад на третьей струне (рис. 5.15, 5.16).
Строго соблюдая аппликатуру, играйте по очереди аккорды Dm и Dm7. Контролируйте качество звучания (особенно полубаррэ). Дополнительно отработайте последовательность Dm7 - G7 - Dm — G. Наверняка вы обратили внимание на характерную мягкость звучания минорных септаккордов. Такое звучание характерно для блюза и джаза (хотя нередко его можно услышать и в других музыкальных направлениях — в поп и рок-музыке).