Знакомства Просто(Без комплексов) - сайт знакомств

Глава 7. Усложненная техника исполнения. Бэнд (подтяжка).

 Бэнд — пожалуй, один из наиболее распространенных технических приемов и ярких средств выразительности, которые позволяют гитаре «петь, кричать и плакать». Уметь делать бэнды — это искусство. Сферы применения приема — самые различные: редко соло обходится без бэндов, но почти каждое ими начинается и заканчивается. Суть приема заключается в оттягивании струны до определенной степени пальцами левой руки во время исполнения. В результате звучание ноты повышается (не путать с громкостью) и гитара издает соответствующие звуки. Главное — делать это правильно и музыкально, иначе ваша игра будет напоминать «пение павлина». Исполнение бэндов практикуется на всех струнах, но чаще — на первых трех. В основном этот прием выполняется средним и безымянным пальцами левой руки (реже — указательным и крайне редко — мизинцем). Подтяжки можно делать на разную высоту. Если грамотно варьировать степень натяжения (выше-ниже), то можно даже
имитировать человеческий голос (правда, это уже высший пилотаж). Имейте в виду, что для исполнения бэндов подходят только металлические струны (причем третья должна быть без оплетки). Нейлоновые струны не используются, поэтому в музыкальных школах этот важнейший гитарный прием практически не изучается. В табулатуре бэнды обозначают изогнутой стрелкой вверх, над которой указывается высота подтяжки ноты (обычно это full — подтяжка на тон либо 1/2 — подтяжка на полтона). В редких случаях гитаристы выполняют бэнды на полтора или даже два тона, но подобные вещи начинающему музыканту сделать вряд ли удастся (рис. 7.19, 7.20).

 Упражнение № 74. Бэнд на тон (full) (см. урок нa DVD).
Подтяжка на тон — наиболее распространенный вид бэнда. Для начала разберемся, что такое тон. Применительно к гитаре это эквивалент двух ладов. Если вам нужно сделать бэнд на тон, скажем, с десятого лада второй струны, то это означает, что следует подтянуть струну, прижатую на десятом ладу, до высоты звучания на двенадцатом. Таким образом, взяв ноту на десятом ладу второй струны и сделав подтяжку на тон (на два лада), вы получите звучание двенадцатого лада второй струны, оставаясь при этом на десятом (рис. 7.21).


В первом такте безымянным пальцем левой руки прижмите десятый лад на второй струне, а средний и указательный пальцы поставьте на соседние девятый и восьмой лады этой же струны. Обратите внимание: именно такая постановка пальцев левой руки во время исполнения бэнда является правильной. Средний
и указательный пальцы помогают безымянному подтягивать струну вверх. Теперь извлеките звук на второй струне ударом медиатора и сразу же энергично тяните ее вверх тремя пальцами, пока звучание ноты, прижатой на десятом ладу, не станет эквивалентно звучанию ноты, прижатой на двенадцатом. В этот момент нужно остановиться и удержать получившийся звук. Трудно? Пальцы не привыкли к подобным движениям — нужно над этим работать.
Основная проблема, с которой сталкиваются те, кто учится играть бэнды (помимо мозолей на пальцах, разумеется), — это трудности с попаданием в нужную ноту. Бэнд получается недотянутым либо перетянутым, что, конечно, звучит фальшиво.
На первом этапе нужно постоянно себя контролировать. Делается это просто: прижмите вторую струну на двенадцатом ладу и сравните ноту с бэндом на тон с десятого лада — должен получиться одинаковый звук. Таким же способом проверяется чистота звучания любого бэнда. Например, вы делаете бэнд full с пятого лада третьей струны. Прижмите третью струну на седьмом ладу, извлеките звук медиатором и послушайте ноту, до которой вам нужно дотянуть бэнд с пятого лада. Затем сделайте бэнд на тон с пятого лада и сравните. Повторяйте это, пока не почувствуете, что во время исполнения бэндов легко попадаете в ноты.
Во втором такте (обратите внимание на обозначение) бэнд исполняется с возвратом. Подтяжка делается не сразу, а чуть позже после звукоизвлечения медиатором, затем на фоне продолжающегося звучания струна возвращается на место. Это также распространенный вариант исполнения бэндов. Отрабатывайте упражнение не только на десятом, но и других ладах (с пятого по двенадцатый), а также на первой и третьей струнах. Помимо подтяжек безымянным пальцем при поддержке среднего и указательного, пробуйте исполнять бэнды средним пальцем, помогая указательным. Следует отметить, что если раньше на вашей
гитаре еще не играли подтяжек, то первое время она будет быстро расстраиваться — это нормально. Во время занятий чаще проверяйте и регулируйте строй.
 Упражнение № 75. Бэнд на полтона (i/2) (см. урок на DVD).
Бэнд на полтона в два раза меньше, чем предыдущий. Соответственно, нагрузка на пальцы в этом случае существенно ниже, и играется прием легче, чем full (рис. 7.22).

Первый такт. Безымянным пальцем левой руки прижмите седьмой лад на второй струне, при этом средний и указательный пальцы поставьте на соседние лады этой струны и извлеките ноту ударом медиатора. Одновременно энергично потяните ее вверх тремя пальцами. Это нужно не так сильно, как в предыдущем упражнении, но до тех пор, пока звучание ноты, прижатой на седьмом ладу, не станет эквивалентно звучанию ноты, прижатой на восьмом. В этот момент остановитесь и удержите получившееся звучание. Во втором такте играется бэнд с возвратом на полтона. Как и в предыдущем упражнении, подтяжку нужно сделать не сразу, а чуть позже после звукоизвлечения медиатором, а затем на фоне продолжающегося звучания вернуть струну в нейтральное положение. Отрабатывайте упражнение не только на седьмом, но и других ладах (с пятого по двенадцатый), а также на первой и третьей струнах. Помимо подтяжек безымянным пальцем при поддержке среднего и указательного, исполняйте бэнды средним пальцем, помогая указательным.
 Упражнение №76. Бэндовый мотив (тип 1) (см. урок на DVD).
Это весьма распространенная бэндовая фигура, с успехом применяемая во многих соло. К тому же бэндовый мотив отлично развивает слух и является настоящим тренажером для пальцев левой руки (рис. 7.23).


Первый такт. Безымянным пальцем прижмите десятый лад на третьей струне, а средний и указательный расположите на соседних ладах. Извлеките ноту ударом медиатора вниз и одновременно сделайте бэнд на тон. Отпустите третью струну (по возможности без лишних призвуков), а указательным пальцем прижмите восьмой лад на второй струне. Извлеките эту ноту два раза ударами медиатора вниз-вверх. Указательный палец продолжает прижимать восьмой лад на второй струне до конца первого такта, а бэнды на третьей струне подтягиваются только безымянным и средним. Фигура играется четыре раза. Обратите внимание: нота на второй струне, которую держит указательный палец, должна звучать в унисон с бэндом. Таким образом, подтягивая бэнд на тон с десятого лада на третьей струне и извлекая после этого звук второй струны на восьмом ладу, вы должны получить одну и ту же ноту. По ходу отработки упражнения вы
довольно быстро приучите слух и руки к ощущению бэнда на тон. Идея второго такта такая же, но теперь бэнд играется на второй струне, а указательный палец прижимает первую. Потребуется несколько большая растяжка, так как безымянный палец в этом случае находится на лад правее. Отрабатывайте это упражнение от разных ладов, начиная с пятого.
 Упражнение №77. Бэндовый мотив (тип 2) (см. урок на DVD).
Данное упражнение развивает предыдущее. Это характерный пример бэндовой «вертушки». Оно также направлено на отработку качества звучания бэндов, развитие слуха и силы пальцев (7.24).


Первый такт. Безымянным пальцем левой руки прижмите девятый лад на третьей струне, а средний и указательный пальцы расположите на соседних ладах. Извлеките ноту ударом медиатора вниз и одновременно сделайте бэнд на тон. Отпустите третью струну, а указательным пальцем с помощью малого баррэ прижмите седьмой лад на второй и первой струнах. Затем извлеките звук на второй струне ударом медиатора вниз, а на первой — вверх. Держите баррэ указательным пальцем на протяжении всего упражнения, а бэнды на третьей струне играйте безымянным пальцем при поддержке среднего. Исполняйте упражнение по кругу от разных ладов и следите за качеством звукоизвлечения.
 Упражнение № 78. Соло с бандами, слайдами и легато (см. урок на DVD).
В этом небольшом симпатичном соло собраны элементы разобранных выше техник. Данный проигрыш — характерный пример использования гитары в современной музыке. Несмотря на внешнюю простоту, сыграть его красиво не так уж и легко: каждый бэнд, слайд и срыв должны воспроизводиться идеально (рис. 7.25).


Первый такт. Безымянным пальцем левой руки прижмите десятый лад на второй струне, а средний и указательный пальцы поставьте на соседние лады. Извлеките ноту ударом медиатора вниз и одновременно сделайте бэнд на тон. Пусть нота прозвучит, затем верните струну на место (бэнд с возвратом). Ударом медиатора вверх извлеките еще раз звук на второй струне (безымянный палец продолжает прижимать десятый лад) и сделайте слайд на двенадцатый лад. Указательным пальцем прижмите одиннадцатый лад на третьей струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. Второй такт. Прижмите безымянным пальцем
левой руки девятый, а указательным — седьмой лад на третьей струне. Ударом медиатора вниз извлеките ноту на третьей струне и сделайте срыв к седьмому ладу. Затем снова прижмите безымянным пальцем девятый лад на третьей струне и извлеките ноту ударом медиатора вверх. Еще раз сыграйте эту ноту (медиатором вниз) и одновременно сделайте бэнд на тон. После этого нужно повторить срыв с девятого к седьмому ладу, как в начале такта, но теперь
ноту на девятом ладу извлеките ударом медиатора вверх. Такт заканчивается на девятом ладу четвертой струны. Прижмите эту ноту безымянным пальцем и извлеките ее ударом медиатора вниз. Третий и четвертый такты затруднений не вызовут. Разберите их самостоятельно.