Вибрато (vibrato) — еще один необходимый технический прием. Наблюдая за любимыми исполнителями, а также просматривая музыкальные примеры на DVD-приложении, вы наверняка обратили внимание, что многие долго звучащие ноты в соло сопровождаются характерным дрожанием струны. Гитаристы намеренно делают это. Еще много столетий назад было подмечено, что если во время пения голос красиво вибрирует, то произведение звучит более интересно и благородно. Со временем идея вибрации длинных нот была перенесена с вокала практически на все духовые и струнные инструменты, и сегодня без этого приема немыслимо профессиональное исполнение музыки. Кроме того, если говорить о струнных инструментах, вибрато за счет грамотной раскачки струны помогает нотам звучать дольше. Что касается гитары, то, как и с бэндами, качественно исполнять вибрато — это настоящее искусство (некоторые гитарные гуру прославились именно благодаря своему почерку исполнения вибрато). Как заметил в свое время легендарный Стив Вай, «этот прием может
сказать тысячу разных вещей, будучи правильно (или неправильно) использованным».
Техника вибрато на железных струнах сходна с техникой бэнда, но в данном случае подтяжку нужно играть по кругу и со значительно меньшей амплитудой натяжения. По-сути, вибрато — это многократно повторяющийся микробэнд. Однако если бэнды исполняются в основном на тонких струнах и, как правило, дальше пятого лада, то вибрато делается практически везде и с равным успехом всеми пальцами левой руки (кроме, разве что, мизинца). Еще одна особенность — направление микробэнда. Когда вибрато исполняют на первой и второй струнах, то миниподтяжки делают вверх (в сторону шестой струны). На остальных струнах (с шестой по третью) движения направлены вниз — в направлении первой струны. В табулатуре вибрато обозначается волнистой линией рядом с нотой, к которой его следует применить.
Упражнение № 79. Вибрато указательным пальцем (см. урок на DVD).
Указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад на третьей струне и извлеките ноту медиатором. Дайте ей немного прозвучать и лишь после этого совершите несколько микробэндов в направлении первой струны. Необходимо стремиться, чтобы промежутки между мини-подтяжками и они сами были одинаковыми (рис .7.26).
Выполняйте упражнение по кругу. Кроме того, отрабатывайте его от каждого лада на всех струнах. Не забудьте, что на первой и второй струнах направление микробендов во время исполнения вибрато будет в сторону шестой струны. Развивайте умение играть вибрато не только указательным, но и средним и безымянным пальцами.
Упражнение №80. Вибрато для бэнда (см. урок на DVD).
Более 90 % бэндов сопровождаются вибрато, поэтому научиться правильно совмещать эти два приема необходимо каждому гитаристу (рис. 7.27).
Безымянным пальцем левой руки прижмите седьмой лад на третьей струне, извлеките ноту медиатором и одновременно сделайте бэнд на тон. Пусть нота прозвучит, и только после этого, продолжая держать бэнд, начинайте делать вибрато. Идея в том, что вибрация в данном случае осуществляется за счет минимального отпускания бэнда и возвращения его на место. Причем отпускать его нужно, продолжая равномерно надавливать пальцами на струну (чтобы нота не затихла), а возвращать, просто подтягивая до исходной высоты тона.
Отрабатывайте упражнение не только безымянным, но и средним пальцем левой руки на третьей и второй струнах, начиная с пятого лада. Выполняйте пример на первой струне. Помните, что, как и при исполнении бэндов, пальцу, играющему вибрато, должны по возможности помогать остальные пальцы левой руки.
Вы уже обратили внимание, что начинать вибрато сразу после извлечения ноты или бэнда нельзя. Это звучит некрасиво. Каждая длинная нота должна сначала «показать свой голос», и только после этого исполняется вибрато.
Упражнение № 81. Вибрато на остальных струнах (см. урок на DVD).
Упражнение следует играть поочередно указательным, средним и безымянным пальцами левой руки с третьего по десятый лад на всех струнах, кроме первой и второй. Направление микробэнда во время исполнения вибрато — вниз (см. рис. 2.26).
Указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад на пятой струне и извлеките ноту медиатором. После того, как она прозвучала, сделайте четыре микробэнда в направлении первой струны. Повторите эти действия четыре раза и играйте упражнение на следующем ладу. Пальцу, играющему вибрато, должны помогать другие пальцы левой руки. Количество микробэндов во время исполнения вибрато может быть любым.
сказать тысячу разных вещей, будучи правильно (или неправильно) использованным».
Техника вибрато на железных струнах сходна с техникой бэнда, но в данном случае подтяжку нужно играть по кругу и со значительно меньшей амплитудой натяжения. По-сути, вибрато — это многократно повторяющийся микробэнд. Однако если бэнды исполняются в основном на тонких струнах и, как правило, дальше пятого лада, то вибрато делается практически везде и с равным успехом всеми пальцами левой руки (кроме, разве что, мизинца). Еще одна особенность — направление микробэнда. Когда вибрато исполняют на первой и второй струнах, то миниподтяжки делают вверх (в сторону шестой струны). На остальных струнах (с шестой по третью) движения направлены вниз — в направлении первой струны. В табулатуре вибрато обозначается волнистой линией рядом с нотой, к которой его следует применить.
Упражнение № 79. Вибрато указательным пальцем (см. урок на DVD).
Указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад на третьей струне и извлеките ноту медиатором. Дайте ей немного прозвучать и лишь после этого совершите несколько микробэндов в направлении первой струны. Необходимо стремиться, чтобы промежутки между мини-подтяжками и они сами были одинаковыми (рис .7.26).
Выполняйте упражнение по кругу. Кроме того, отрабатывайте его от каждого лада на всех струнах. Не забудьте, что на первой и второй струнах направление микробендов во время исполнения вибрато будет в сторону шестой струны. Развивайте умение играть вибрато не только указательным, но и средним и безымянным пальцами.
Упражнение №80. Вибрато для бэнда (см. урок на DVD).
Более 90 % бэндов сопровождаются вибрато, поэтому научиться правильно совмещать эти два приема необходимо каждому гитаристу (рис. 7.27).
Безымянным пальцем левой руки прижмите седьмой лад на третьей струне, извлеките ноту медиатором и одновременно сделайте бэнд на тон. Пусть нота прозвучит, и только после этого, продолжая держать бэнд, начинайте делать вибрато. Идея в том, что вибрация в данном случае осуществляется за счет минимального отпускания бэнда и возвращения его на место. Причем отпускать его нужно, продолжая равномерно надавливать пальцами на струну (чтобы нота не затихла), а возвращать, просто подтягивая до исходной высоты тона.
Отрабатывайте упражнение не только безымянным, но и средним пальцем левой руки на третьей и второй струнах, начиная с пятого лада. Выполняйте пример на первой струне. Помните, что, как и при исполнении бэндов, пальцу, играющему вибрато, должны по возможности помогать остальные пальцы левой руки.
Вы уже обратили внимание, что начинать вибрато сразу после извлечения ноты или бэнда нельзя. Это звучит некрасиво. Каждая длинная нота должна сначала «показать свой голос», и только после этого исполняется вибрато.
Упражнение № 81. Вибрато на остальных струнах (см. урок на DVD).
Упражнение следует играть поочередно указательным, средним и безымянным пальцами левой руки с третьего по десятый лад на всех струнах, кроме первой и второй. Направление микробэнда во время исполнения вибрато — вниз (см. рис. 2.26).
Указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад на пятой струне и извлеките ноту медиатором. После того, как она прозвучала, сделайте четыре микробэнда в направлении первой струны. Повторите эти действия четыре раза и играйте упражнение на следующем ладу. Пальцу, играющему вибрато, должны помогать другие пальцы левой руки. Количество микробэндов во время исполнения вибрато может быть любым.