Вы освоили азы и теперь познакомитесь с более сложным (но и более увлекательным) материалом. Слушая записи любимых групп и исполнителей, вы обращали внимание, что в середине практически каждой песни присутствует инструментальное соло — кульминация перед последним припевом, придающая композиции выразительность и законченность и дополняющая пение вокалиста. Часто в самом начале песни также присутствует проигрыш — небольшой запоминающийся инструментальный мотив, по которому с первых же нот узнается произведение. Во многих песнях удачный проигрыш повторяется после каждого припева и становится настоящей визитной карточкой хита. Естественно, и соло, и проигрыши могут исполняться на любых инструментах (будь то гитара, саксофон, рояль или перкуссия), но здесь, разумеется, речь пойдет о гитарных мотивах и соло.
Для воспроизведения партий соло от гитариста требуется более высокий уровень владения инструментом, чем просто игра открытыми аккордами «боем». Соло и проигрыши исполняются по всему грифу, поэтому гитарист должен уверенно чувствовать себя за пределами пятого лада, а его техника быть соответствующей.
В этом нет ничего сложного, если заниматься правильно и развивать слух, а впечатление,
которое производит на аудиторию зажигающая игра соло, будет вдохновлять вас на новые достижения. Кроме того, исполнение соло — довольно приятное и увлекательное занятие. Первое, чему необходимо научиться, — это подбор на гитаре мотивов на слух. Обратите внимание: речь в данном случае идет не об аккомпанементе (аккордах песни), а именно о мелодиях. Прослушайте партию голоса вокалиста какой-либо песни и напойте ее без слов («ла-лала») — вы поймете, что такое мотив. Опытный музыкант быстро подберет на гитаре практически любую мелодию. То же самое относится к реализации собственных музыкальных идей. Сначала музыкант «в голове» сочиняет мелодию или фрагмент, а затем легко подбирает их на инструменте — вот она, свобода самовыражения!
Этим искусством вы вполне способны овладеть. Метод стар как мир, но очень эффективен: чтобы научиться подбирать на слух — нужно подбирать на слух. Конечно, сначала это непросто, однако если заниматься регулярно и с энтузиазмом, результаты будут радовать. По большому счету, достаточно подобрать на слух несколько десятков мотивов, и вы почувствуете себя гораздо увереннее в обращении с грифом. Со временем гитарист начинает чувствовать гриф, то есть играть на гитаре осмысленно, заранее зная, как прозвучит любая нота, которую он возьмет в той или иной части грифа. Это приходит с опытом. Механизм подбора мелодии на слух на гитаре схож с тем, как вы воспроизводите мелодию голосом. Вы слышите какой-нибудь мотив и просто напеваете его. Почему на гитаре подобрать мелодию сложнее? Потому что голосом вы владеете уже много лет (ведь первые слова человек произносит лишь спустя несколько месяцев после рождения), а освоение гитары только начали. Со временем между мозгом и руками выработается такая же координация, как между мозгом и голосом. Для того чтобы научиться свободно владеть гитарным «голосом» и «языком», нужна практика, и чем ее больше — тем лучше результат. Как уже говорилось, на определенном этапе обучения каждый гитарист должен подбирать мелодии на слух. Теперь во время каждого вашего занятия нужно хотя бы полчаса (помимо остальных упражнений на технику) отводить на подбор мотивов на слух. Для отработки навыка подойдут любые популярные, хорошо известные вам произведения. Если вы помните песню и можете ее напеть, то, значит, и на гитаре рано или поздно подберете эту мелодию.
Чем больше в вашем репертуаре подобранных мелодий — тем быстрее выработается чувство грифа. Скоро вы заметите, что каждая новая мелодия дается легче, чем предыдущая.
Для воспроизведения партий соло от гитариста требуется более высокий уровень владения инструментом, чем просто игра открытыми аккордами «боем». Соло и проигрыши исполняются по всему грифу, поэтому гитарист должен уверенно чувствовать себя за пределами пятого лада, а его техника быть соответствующей.
В этом нет ничего сложного, если заниматься правильно и развивать слух, а впечатление,
которое производит на аудиторию зажигающая игра соло, будет вдохновлять вас на новые достижения. Кроме того, исполнение соло — довольно приятное и увлекательное занятие. Первое, чему необходимо научиться, — это подбор на гитаре мотивов на слух. Обратите внимание: речь в данном случае идет не об аккомпанементе (аккордах песни), а именно о мелодиях. Прослушайте партию голоса вокалиста какой-либо песни и напойте ее без слов («ла-лала») — вы поймете, что такое мотив. Опытный музыкант быстро подберет на гитаре практически любую мелодию. То же самое относится к реализации собственных музыкальных идей. Сначала музыкант «в голове» сочиняет мелодию или фрагмент, а затем легко подбирает их на инструменте — вот она, свобода самовыражения!
Этим искусством вы вполне способны овладеть. Метод стар как мир, но очень эффективен: чтобы научиться подбирать на слух — нужно подбирать на слух. Конечно, сначала это непросто, однако если заниматься регулярно и с энтузиазмом, результаты будут радовать. По большому счету, достаточно подобрать на слух несколько десятков мотивов, и вы почувствуете себя гораздо увереннее в обращении с грифом. Со временем гитарист начинает чувствовать гриф, то есть играть на гитаре осмысленно, заранее зная, как прозвучит любая нота, которую он возьмет в той или иной части грифа. Это приходит с опытом. Механизм подбора мелодии на слух на гитаре схож с тем, как вы воспроизводите мелодию голосом. Вы слышите какой-нибудь мотив и просто напеваете его. Почему на гитаре подобрать мелодию сложнее? Потому что голосом вы владеете уже много лет (ведь первые слова человек произносит лишь спустя несколько месяцев после рождения), а освоение гитары только начали. Со временем между мозгом и руками выработается такая же координация, как между мозгом и голосом. Для того чтобы научиться свободно владеть гитарным «голосом» и «языком», нужна практика, и чем ее больше — тем лучше результат. Как уже говорилось, на определенном этапе обучения каждый гитарист должен подбирать мелодии на слух. Теперь во время каждого вашего занятия нужно хотя бы полчаса (помимо остальных упражнений на технику) отводить на подбор мотивов на слух. Для отработки навыка подойдут любые популярные, хорошо известные вам произведения. Если вы помните песню и можете ее напеть, то, значит, и на гитаре рано или поздно подберете эту мелодию.
Чем больше в вашем репертуаре подобранных мелодий — тем быстрее выработается чувство грифа. Скоро вы заметите, что каждая новая мелодия дается легче, чем предыдущая.