Знакомства Просто(Без комплексов) - сайт знакомств

Глава 6. Вверх по грифу: солирование и исполнение мелодий. Практика. Игра в позиции.

Наиболее сложным моментом в деле подбора мелодий на слух являются первые самостоятельные действия. Начинающие гитаристы допускают ошибки и только спустя какое-то время приходят к пониманию основ грамотной игры. Далее в качестве обучающих примеров будут разобраны несколько известных мотивов.
Ваша задача — выучить их и тщательно отработать так, как указано в курсе. Подбирая в последующем мелодии самостоятельно, вы будете руководствоваться теми же принципами. Старайтесь не только учить мотивы, но и улавливать логику правильной аппликатуры. Если вы когда-либо наблюдали за виртуозным профессиональным исполнением музыки на гитаре, то должны были обратить внимание, что помимо невероятных пируэтов вдоль грифа гитаристы часто играют довольно компактно поперек грифа, то есть левая рука исполнителя находится в определенной части грифа почти без движения — работают только пальцы. Такой грамотный рациональный подход позволяет прилагать минимум усилий, предоставляя широкие
возможности. Вскоре вы поймете, что практически любой мотив можно сыграть на небольшой территории грифа всего в три-четыре лада (достаточно выбрать подходящий участок). Такая техника называется игрой в позиции. Каждый палец левой руки в этом случае прижимает конкретный лад (на любой струне), а номер позиции определяется по расположению указательного пальца над соответствующим ладом. Например, при игре на участке грифа с пятого по восьмой лад указательный палец будет находиться над пятым ладом. Получается, гитарист играет в пятой позиции. Пальцы левой руки перемещаются по струнам, но сама кисть остается почти без движения. Если музыкант играет мотив, скажем, в седьмой позиции, то указательный палец его левой руки расположен в основном над седьмым ладом любой струны, а во фрагменте могут быть задействованы седьмой, восьмой, девятый и десятый лады.

Обратите внимание на особенность выполнения упражнений из этой главы: нельзя допускать, чтобы пальцы левой руки прижимали одновременно две струны или больше. Это не аккорды, а отдельные ноты, поэтому их следует брать строго по очереди. Таким образом, ноту нужно держать лишь до тех пор, пока другой палец не прижмет следующую. Ниже представленные мелодии исполняются медиатором техникой переменного штриха.
 Упражнение №52. «Новогодние нетленки» (см. урок на DVD).
Это упражнение состоит из четырех частей — известных новогодних мелодий.
 Упражнение №52.1. «Бубенцы».
Начнем с самого простого произведения — «Jingle Bells». Несколько лет назад группа «Несчастный случай» довольно удачно перевела текст этой песенки на русский язык (рис. 6.1).


Начинается мотив на девятом ладу второй струны. Прижмите ноту безымянным пальцем левой руки и сыграйте медиатором три раза. Затем еще три.
Во втором такте пять нот, причем играются они на разных струнах. Сначала девятый лад второй струны безымянным пальцем, затем седьмой лад на первой струне указательным. Далее девятый лад на третьей струне безымянным пальцем, после чего на второй струне по очереди седьмой и девятый лады указательным и безымянным пальцами. В третьем такте десятый лад на второй струне прижимаете мизинцем, а девятый — безымянным. В четвертом такте задействованы седьмой и девятый лады на второй струне (прижимайте их безымянным пальцем и мизинцем). Вторая часть «Бубенцов» повторяет первую, за исключением последнего такта. На первой струне прижимается седьмой лад указательным пальцем, на второй — десятый и седьмой лады (мизинцем и указательным). Заканчивается мелодия на девятом ладу третьей струны. Эту ноту снова прижимаете безымянным пальцем. Теперь догадайтесь, почему этот мотив исполнялся в седьмой позиции.
 Упражнение №52.2. «Маленькой елочке...».
Это произведение в последнее время звучит не так часто, как раньше. Мелодия играется в девятой позиции, а начинается с двенадцатого лада на второй струне. Прижмите эту ноту мизинцем и извлеките ее медиатором. Затем указательным пальцем прижмите девятый лад на второй струне и сыграйте два раза. Повторите эти действия (рис. 6.2).


Во втором такте пять нот (три из них извлекаются на второй струне и две — на третьей). На второй струне двенадцатый, десятый и девятый лады по очереди прижимаются мизинцем, средним и указательным пальцами, а на третьей струне одиннадцатый и девятый лады — безымянным и указательным пальцами. В третьем такте шесть нот, три из которых прижимаются на первой струне, а три — на второй. В обоих случаях задействованы одни и те же лады, поэтому и на первой, и на второй струнах используйте одинаковую аппликатуру. На первой струне девятый, двенадцатый, девятый лады прижимаются указательным пальцем, мизинцем и снова указательным. Те же пальцы используются на второй струне. Четвертый такт — повторение второго, пятый и шестой — повторение третьего и четвертого.
 Упражнение № 52.3. «В лесу родилась елочка».
Эта мелодия немного сложнее предыдущих (рис. 6.3).


Средним пальцем левой руки прижмите девятый лад на четвертой струне и извлеките ноту медиатором. На второй струне прижмите девятый лад безымянным пальцем. Эта нота извлекается медиатором два раза. Далее на второй струне по очереди прижимаются седьмой и девятый лады указательным и безымянным пальцами, после чего девятый лад прижимается средним пальцем на третьей струне. Заканчивается первый такт также на девятом ладу, но на этот раз указательным пальцем прижимается четвертая струна, которую дергают дважды. Второй такт начинается опять с девятого лада на четвертой струне(указательный палец), затем средний палец прижимает девятый лад на второй струне (как и в первом такте, эта нота извлекается медиатором два раза). Дальше безымянным пальцем прижимается десятый лад на второй струне и средним пальцем девятый лад на первой струне. Заканчивается такт на седьмом ладу первой струны, который следует прижать указательным пальцем левой руки. Начало третьего такта — снова седьмой лад первой струны, но прижать его нужно средним пальцем. Указательным пальцем прижимаете четвертый лад на третьей струне и извлекаете эту ноту дважды. Затем ставите мизинец на десятый лад второй струны (медиатором - два раза), после чего по очереди на второй струне прижимаете девятый и седьмой лады (безымянным и указательным пальцами). Заканчивается такт на девятом ладу третьей струны (безымянный палец). Четвертый такт — укороченная копия первого (без двух последних нот), а пятый и шестой такты повторяют третий и четвертый.
 Упражнение №52.4. «Новогодняя».
Новогоднюю тему закрывает мотив припева популярной песни группы «Дискотека Авария». Попробуйте разобрать эту простую мелодию самостоятельно, а табулатура станет для вас полезной подсказкой (рис. 6.4).


 Упражнение №53. «Вне зоны доступа» (см. ypoк нa DVD).
Печальный мотив припева песни группы «Город 312» прекрасно подходит в качестве упражнения для исполнения в позиции, а также будет полезным для развития координации наиболее непослушных пальцев левой руки (безымянного и мизинца) (рис. 6.5).


Играется мелодия в седьмой позиции, а начинается с девятого лада на третьей струне. Прижмите эту ноту безымянным пальцем и извлеките медиатором три раза. Обычно первый удар медиатором играют вниз, но в данном случае следует начать с удара вверх (здесь это более удобно). При правильной игре практически каждый такт упражнения будет начинаться с удара медиатором вверх. Далее на первой струне прижмите указательным пальцем седьмой лад. Извлеките ноту два раза (медиатор вниз-вверх), после чего мизинцем левой руки прижмите десятый лад на второй струне (медиатор вниз). Прежде чем разбирать мелодию дальше, отработайте первый такт как следует: обе руки должны действовать синхронно и уверенно. Второй такт начинается так же, как и первый — девятый лад на третьей струне (три удара медиатором), после чего средним пальцем левой руки прижимается восьмой лад на второй струне (два удара медиатором — вниз-вверх). Заканчивается такт на десятом ладу третьей струны. Прижмите эту ноту мизинцем и ударьте медиатором вниз. В третьем такте прижмите безымянным пальцем левой руки десятый лад на четвертой струне и, как и в предыдущих тактах, извлеките эту ноту три раза (вверх — вниз — вверх). Средним пальцем прижмите девятый лад на третьей струне (вниз-вверх), а затем на этой же струне указательным пальцем прижмите и извлеките звук на седьмом ладу (вниз). Четвертый такт — самый простой, так как играется на одной струне, поэтому нет необходимости его описывать, а вот над пятым тактом упражнения придется немного потрудиться. Перед последними двумя нотами здесь нужно совершить довольно приличный межструнный скачок — с четвертой на первую струну. Тщательно отработайте этот сложный фрагмент. Сначала указательным пальцем левой руки прижмите седьмой лад на четвертой струне и извлеките эту ноту медиатором два раза (вверх-вниз). На этой же струне безымянным пальцем прижмите девятый лад (удар медиатором вверх), после чего мизинцем — десятый лад (вниз). Дальше следует межструнный скачок на первую струну: указательным пальцем прижмите седьмой лад и извлеките ноту ударом медиатора вверх. Заканчивается пятый такт на десятом ладу второй струны. Прижмите эту ноту мизинцем и извлеките ударом медиатора вниз. Шестой и седьмой такты являются повторением третьего и четвертого.
 Упражнение № 54. «Знаешь ли ты?». Смена позиции (см. урок на DVD).
В этом упражнении разберем мелодию припева одной из самых популярных в последнее время песен. Даже если вы не причисляете себя к поклонникам подобного рода музыки, к отработке данного упражнения следует отнестись со всей серьезностью. Мелодия состоит из двух частей, которые исполняются одинаково, но в разных позициях. Иными словами, отличие второй части от первой заключается в том, что она играется на два лада правее, чем первая — в другой тональности. Первая часть исполняется в тональности Сbm, а вторая, соответственно, — в Ebm. Вспомните закрытые аккорды с баррэ: смещая стандартный мажорный или минорный аккорд вдоль грифа, вы получаете новые аккорды, которые отличаются расположением и высотой звучания. Такую же процедуру можно проделывать и с целыми мотивами (в музыке это используется довольно часто). При смещении позиции вы будете играть абсолютно тот же мотив (главное — сохранять его структуру и аппликатуру), но звучать он будет выше или ниже в зависимости от того, в какую сторону вы меняете позицию. Естественно, вместе с мотивом смещаются аккорды аккомпанемента. Этот процесс называется модуляцией и служит он для придания музыке большего динамизма (как правило, ближе к концу песни). В данном случае, выучив первую половину мелодии (восемь тактов), вы сдвигаете ее на два лада вправо и играете то же самое. Таким образом, во второй части упражнения все ноты расположены на грифе на два лада правее, чем в первой (рис. 6.6).


Первая часть играется в седьмой позиции. Безымянным пальцем левой руки прижмите девятый лад на второй струне. Извлеките эту ноту два раза, после чего указательным пальцем прижмите седьмой лад на второй струне. Движение медиатора вниз — вверх — вниз. Во втором такте десятый лад на второй струне прижмите мизинцем, девятый лад — безымянным и снова десятый — мизинцем. Как и раньше, используйте переменный штрих. На третьей струне прижмите девятый лад безымянным пальцем и на второй струне — седьмой лад указательным пальцем (вверх-вниз). Третий такт начинается с седьмого лада на второй струне. Держа ноту указательным пальцем, извлеките ее медиатором два раза (вниз-вверх). После этого на третьей струне прижмите девятый лад безымянным пальцем (вниз) и снова указательным седьмой лад на второй струне (вверх). В четвертом такте на второй струне прижимайте девятый и седьмой лады безымянным и указательным пальцами, а на третьей струне — восьмой и девятый лады средним и безымянным. Пятый такт похож на первый, но в конце указательным пальцем нужно добавить шестой лад на третьей струне и извлечь ноту медиатором два раза. Шестой такт начинается с шестого лада на третьей струне. Держите ноту указательным пальцем и извлекайте ее ударом медиатора вверх. Затем на второй струне прижимайте по очереди десятый, девятый и седьмой лады мизинцем, безымянным и указательным пальцами (вниз — вверх — вниз). После седьмого и восьмого тактов следует вторая часть. Играется она в девятой позиции, и, как уже было сказано, по сравнению с первой частью каждая нота здесь сдвинута на два лада вправо.
 Упражнение № 55. «Гимн России» (см. урок на DVD).
Гимн России — длинная и довольно сложная мелодия, поэтому, чтобы научиться играть его правильно, придется проявить трудолюбие. Необходимо соблюдать не только указанные в табулатуре ноты, но и аппликатуру, а также грамотно извлекать звук медиатором. В результате вы подниметесь на новую ступеньку мастерства. Кроме того, играть гимн на гитаре — это довольно свежая идея, согласитесь. Мелодия состоит из четырех частей (по четыре такта), каждую из которых следует отрабатывать отдельно. Переход к следующей части нужно осуществлять только после уверенного закрепления предыдущей. Соблюдайте указанную аппликатуру и играйте переменным штрихом (рис. 6.7).


В первом такте средним пальцем левой руки прижмите пятый лад на четвертой струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. Затем безымянным пальцем прижмите пятый лад на третьей струне (движение медиатора вверх). После этого по очереди прижимайте на четвертой струне пятый и седьмой лады средним пальцем и мизинцем вверх-вниз. Концовка такта: на третьей струне четвертый лад (указательный палец), на пятой — седьмой лад (мизинец). Эти две ноты извлекаются медиатором вниз-вверх. Отработайте этот межструнный скачок отдельно. Во втором такте мизинец продолжает держать седьмой лад на пятой струне. Теперь нужно извлечь эту ноту медиатором вниз. После этого безымянный палец прижимает седьмой лад на четвертой струне (вверх). Помните, что каждую ноту следует держать прижатой только до тех пор, пока другой палец не поставит следующую. Указательным пальцем прижмите пятый лад на четвертой струне (вниз), мизинцем — восьмой лад на пятой струне (вверх), снова указательным — пятый лад на четвертой струне (вниз) и мизинцем — восьмой лад на
шестой струне (вверх). Третий такт начинается с того же: мизинец на восьмом ладу шестой струны. Затем идет пятая струна пятый лад — дважды, седьмой лад и восьмой — два удара медиатором. В левой руке используется указательный, безымянный и мизинец, а медиатор, как и раньше, играет переменным штрихом.
В пояснениях к следующим тактам упражнения указана только аппликатура. В четвертом такте две ноты на четвертой струне и три на третьей. На четвертой струне пятый и седьмой лады прижимайте указательным и мизинцем, а на третьей — четвертый, пятый и седьмой лады указательным, средним и мизинцем.
Вторая часть гимна — пятый такт: пятый лад на четвертой струне прижмите указательным пальцем, а пятый лад на второй — средним. На третьей струне седьмой и пятый лады прижимайте мизинцем и средним пальцем, а пятый лад на четвертой — снова указательным. Шестой такт начинается опять с указательного пальца, который продолжает держать пятый лад на четвертой струне. На третьей струне по очереди прижимайте пятый и четвертый лады (средним и указательным пальцами). Дальше по порядку прижимайте на четвертой струне седьмой лад мизинцем, на третьей струне четвертый лад указательным пальцем и на пятой струне седьмой лад мизинцем. Седьмой такт. Мизинцем продолжаете держать седьмой такт на пятой струне, затем на четвертой струне седьмой лад прижимаете безымянным пальцем, а пятый лад — указательным. Дальше восьмой лад на пятой струне — мизинцем, пятый лад на четвертой струне — указательным, восьмой лад на шестой струне — мизинцем.
В начале восьмого такта присутствует межструнный скачок с шестой струны на третью. Отработайте его как следует. Восьмой лад на шестой струне продолжаете держать мизинцем, затем пятый лад на третьей струне прижимаете указательным. После скачка сместите указательный палец на один лад влево, а седьмой и пятый лады на четвертой струне прижмите мизинцем и средним пальцем. Третья часть произведения начинается девятым тактом, в котором четыре ноты: три из них играются на третьей струне и одна на второй. На третьей струне четвертый, пятый и седьмой лады прижимайте по очереди указательным, средним и мизинцем, а на второй струне пятый лад — указательным. В десятом такте на третьей струне задействованы такие же лады, как и в предыдущем.
Прижимайте их теми же пальцами, а в конце пятый лад на четвертой струне прижмите указательным. Одиннадцатый такт начинается с пятого лада на третьей струне. Прижмите ноту средним пальцем. Остаетесь на этой струне и указательным пальцем прижимаете четвертый лад. Используя мизинец и безымянный, поставьте на четвертой струне седьмой, пятый и снова седьмой лады. После этого на третьей струне указательным пальцем следует прижать четвертый лад. Заканчивается такт на седьмом ладу пятой струны. Воспользуйтесь мизинцем. В двенадцатом такте на разных струнах и в разной последовательности задействованы четвертый, пятый, шестой и седьмой лады. Каждый палец левой руки используйте для соответствующего лада: указательный — для четвертого, средний — для пятого, безымянный (на второй струне) — для шестого, мизинец (на четвертой струне) — для седьмого. Тринадцатый такт начинается с той же ноты, на которой закончился двенадцатый, — это шестой лад второй струны. Однако если в предыдущем такте вы прижимали ноту безымянным пальцем, то в этом такте для удобства следует заменить его на средний. Дальше идет пятый лад на второй струне. Используйте указательный палец, после чего на третьей струне прижимайте седьмой, пятый и снова седьмой лады (безымянным, указательным и опять безымянным). На второй струне указательным пальцем прижмите пятый лад и в конце на третьей струне — средним пальцем снова пятый. Четырнадцатый такт по своей идее напоминает двенадцатый, поэтому следуйте правилу: один лад — один палец, пропущен лад — пропущен палец. На разных струнах и в разной последовательности задействованы седьмой, пятый и четвертый лады. Соответственно, седьмой лад прижимаете мизинцем, пятый — средним, а четвертый — указательным. В пятнадцатом такте на третьей струне пятый и четвертый лады следует прижимать безымянным пальцем и мизинцем (в данном случае так удобнее), после чего на четвертой струне седьмой и пятый лады — мизинцем и средним пальцами. Шестнадцатый такт играйте так: на пятой струне третий лад прижмите указательным пальцем, на четвертой струне пятый лад — безымянным. На четвертой струне мизинец ставится на седьмой лад, после чего на третьей струне по очереди средний и указательный пальцы на четвертый и пятый лады.