Знакомства Просто(Без комплексов) - сайт знакомств

Глава 4. Баррэ. Закрытые аккорды. Тональность.

Слушая различную музыку, вы обратили внимание, что голоса исполнителей отличаются по высоте: кто-то поет низким голосом (например, такие группы, как «Him», «Rammstein»), кто-то — тенором («Звери», «Братья Гримм», «Red Hot Chili Pepers»), у кого-то высокий голос (В. Меладзе и т. п.). Довольно часто вокалисты с низким голосом без проблем перепевают известные хиты высокоголосых исполнителей (так, панк-рок-группа «Наив» представила свой вариант песни Валерии «Часики»), а так называемые «девичьи группы» легко исполняют «мужские» песни. При этом мелодии перепевок остаются неизменными, а вот высота звучания меняется на более низкую или высокую. На самом деле в музыке существуют правила, с помощью которых можно адаптировать песню под любой голос: достаточно изменить ее тональность на более подходящую. Проще говоря, смена тональности песни — это перевод мелодии на другую высоту звучания. Зная систему и соблюдая определенные принципы, можно подобрать любые хиты под свой голос. Именно так поступают профессиональные исполнители, когда,
сочинив или купив у композитора очередную песню, первым делом определяют для нее и своего голоса подходящую тональность.
Конечно, есть вокалисты с сильными голосами, но даже в этом случае выбор тональности для конкретной песни очень важен, так как позволяет максимально раскрыть возможности голоса и преподнести будущий хит в наиболее выигрышном свете. Тональность — система высотных связей, централизованных вокруг основного созвучия — тоники. Говоря проще, тональность — это как бы «территория», на ней расположена песня с ее мелодией и аккордами. Тональность определяет высоту звучания произведения. Каждая песня имеет свою тональность, которая при необходимости трансформируется в другую (более низкую или высокую). Когда известна тональность мелодии, вы можете быстро подобрать к ней аккорды, так как в каждой используется свой набор из нескольких аккордов. Остальные аккорды находятся как бы «за территорией», поэтому звучат в ней как чужие. При подборе песен на слух это в большинстве случаев сужает поиск нужных аккордов до пяти-шести. Определить тональность песни просто: достаточно выяснить, какой у нее последний аккорд (тоника). Он и дает название тональности, являясь ее основой и точкой отсчета (кстати, большинство известных песен не только заканчиваются, но и начинаются с тоники).
Тональности бывают минорные и мажорные (что определяется по тонике), и их столько же, сколько и нот.


Самый простой способ изменить тональность песни на более высокую или низкую — просто передвинуть каждый из аккордов произведения на одинаковое количество ладов вправо или влево по грифу. На практике это выглядит следующим образом. В разобранной выше песне «Полковнику никто не пишет...» первый и последний аккорд — Gm, следовательно, она имеет тональность «соль минор». Лева Би-2 поет довольно низким голосом, поэтому если в такой тональности исполнять «Полковника» трудновато, то вы можете сдвинуть каждый из аккордов песни, скажем, на два лада вправо и получить более высокое звучание тональности — Am. Аккорды в «ля миноре» получатся следующие:
ф Am — F — Dm — Е (куплет);
Ф Am — F — Dm — G (припев).
Для того чтобы научиться подбирать аккорды песен на слух и выбирать оптимальные тональности для своего голоса, необходимо внимательно проанализировать хотя бы несколько десятков известных хитов (стили значения не имеют, так как принцип всегда один). Для этого переводите разобранные песни в другие тональности, пока вы не начнете быстро узнавать в них знакомые гармонические последовательности. Со временем это должно стать для вас элементарным занятием. Ниже приведена таблица-подсказка с наиболее распространенными минорными тональностями. В первом вертикальном столбце указаны тоники тональностей, правее от них перечислены часто используемые в этих тональностях аккорды. Например, песня в тональности «ля минор» (Am), как правило, может исполняться только следующими аккордами: Am, Dm, Е, С, F, G, Н.
Каждый из семи аккордов в сочетании с остальными играет в тональности свою звуковую роль, со временем вы начнете хорошо это слышать. Например, аккорд Dm в тональности «ля минор» выполняет ту же музыкальную функцию, что и аккорд Cm в тональности «соль минор» (в таблице все соответствующие аккорды тональностей расположены друг под другом). Это показано на рис. 4.18.