Одним из наиболее эффектных и часто употребляемых приемов при игре на драйве является искусственный флажолет медиатором. В отличие от натуральных флажолетов (которые извлекаются на открытых струнах над некоторыми ладами), медиаторные можно получать почти из каждой ноты, успешно применяя их в соло и риффах. Наиболее выигрышно такие флажолеты звучат в апогее соло — гитара начинает буквально «визжать и свистеть», что в сочетании с вибрато и бандами добавляет исполнению эмоциональности и производит сильное впечатление на аудиторию. Так, взяв ноту, скажем, на четвертом ладу третьей струны, можно получить из нее звучание 14-го, 20-го или даже 23-го лада! Секрет заключается в специфическом способе звукоизвлечения правой рукой. Перед тем как взять флажолет (у многих гитаристов этот процесс ассоциируется с «высеканием искр»), нужно слегка сжать медиатор у самого кончика, а затем произвести резкий удар по струне вниз таким образом, чтобы одновременно с медиатором затронуть струну подушечкой большого пальца (рис. 8.22)
Удар медиатора должен приходиться на определенный участок струны. Начинается это пространство приблизительно в 5 сантиметрах правее 22-го лада и занимает около 6 сантиметров — это то пространство, где во время игры находится правая рука с медиатором (рис. 8.23).
Попробуйте извлечь искусственные флажолеты на драйве из третьей струны, прижав ее любым пальцем левой руки на четвертом ладу и нанося резкие удары кончиком медиатора, как указано выше, приблизительно в 5 сантиметрах правее 22-го лада. Пробуйте разные варианты, извлекая ноты еще дальше — по всему пространству, и вы получите более высоко звучащие флажолеты. Играйте их на всех струнах, начиная с третьего лада. Конечно, чтобы научиться, потребуется какое-то время, но результат, безусловно, будет стоить потраченных усилий.
В табулатуре этот прием обозначается латинскими буквами A.M. (от artifical harmonic — искусственный флажолет).
Упражнение № 100. Рифф с флажолетами (см. урок на DVD).
Прежде чем приступать к выполнению упражнения, тщательно отработайте извлечение искусственных флажолетов на разных струнах и ладах. Помните, что почти из каждой ноты можно извлечь до четырех разных по звучанию искусственных флажолетов, смещая место удара медиатором на 8-15 миллиметров вправо или влево. Первый такт. Указательным пальцем левой руки прижмите второй лад на пятой струне и ударом медиатора вниз извлеките звук на шестой и пятой струнах. Медиатором вверх сыграйте на шестой открытой струне, после чего средним пальцем прижмите третий лад (медиатор вниз) и дерните срыв к шестой открытой струне. Снова ударом медиатора вниз извлеките одновременно звук пятой и четвертой открытых струн, после чего также ударом вниз сделайте искусственный флажолет на втором ладу третьей струны. Эту ноту нужно прижать средним пальцем и одновременно с ударом медиатора сделать бэнд на полтона.
Дальше следует открытая третья струна (медиатор вверх). Второй такт отличается от первого концовкой. Вместо флажолета с бэндом на третьей струне нужно сделать флажолет с вибрато на четвертом ладу четвертой струны. Как и в первом такте, используйте средний палец (при поддержке указательного) (рис. 8.24).
Удар медиатора должен приходиться на определенный участок струны. Начинается это пространство приблизительно в 5 сантиметрах правее 22-го лада и занимает около 6 сантиметров — это то пространство, где во время игры находится правая рука с медиатором (рис. 8.23).
Попробуйте извлечь искусственные флажолеты на драйве из третьей струны, прижав ее любым пальцем левой руки на четвертом ладу и нанося резкие удары кончиком медиатора, как указано выше, приблизительно в 5 сантиметрах правее 22-го лада. Пробуйте разные варианты, извлекая ноты еще дальше — по всему пространству, и вы получите более высоко звучащие флажолеты. Играйте их на всех струнах, начиная с третьего лада. Конечно, чтобы научиться, потребуется какое-то время, но результат, безусловно, будет стоить потраченных усилий.
В табулатуре этот прием обозначается латинскими буквами A.M. (от artifical harmonic — искусственный флажолет).
Упражнение № 100. Рифф с флажолетами (см. урок на DVD).
Прежде чем приступать к выполнению упражнения, тщательно отработайте извлечение искусственных флажолетов на разных струнах и ладах. Помните, что почти из каждой ноты можно извлечь до четырех разных по звучанию искусственных флажолетов, смещая место удара медиатором на 8-15 миллиметров вправо или влево. Первый такт. Указательным пальцем левой руки прижмите второй лад на пятой струне и ударом медиатора вниз извлеките звук на шестой и пятой струнах. Медиатором вверх сыграйте на шестой открытой струне, после чего средним пальцем прижмите третий лад (медиатор вниз) и дерните срыв к шестой открытой струне. Снова ударом медиатора вниз извлеките одновременно звук пятой и четвертой открытых струн, после чего также ударом вниз сделайте искусственный флажолет на втором ладу третьей струны. Эту ноту нужно прижать средним пальцем и одновременно с ударом медиатора сделать бэнд на полтона.
Дальше следует открытая третья струна (медиатор вверх). Второй такт отличается от первого концовкой. Вместо флажолета с бэндом на третьей струне нужно сделать флажолет с вибрато на четвертом ладу четвертой струны. Как и в первом такте, используйте средний палец (при поддержке указательного) (рис. 8.24).