Знакомства Просто(Без комплексов) - сайт знакомств

Глава 7. Усложненная техника исполнения. Ударные легато hammer on.

 Название прием получил от английского слова hammer — молоток. Идея в том, что пальцы левой руки по принципу молотка ударяют по струнам и таким образом извлекают звуки без помощи правой руки. Делать это нужно, соблюдая определенные правила. Во-первых, удар пальца по струне должен происходить как бы с размаху, но действует не рука, а только сам палец. При этом он ударяет по струне не сильно, а резко тем же местом, что и при обычной технике игры. Положение кисти левой руки во время игры легато hammer on мало чем отличается от стандартного положения, но пальцы приземляются на нужные лады, словно маленькие молотки. Извлеките правой рукой звук третьей открытой струны. Теперь резко ударьте средним пальцем левой руки, скажем, по пятому ладу звучащей третьей струны. Оцените получившийся звук. Не убирайте палец раньше времени — дайте ноте прозвучать. Чем ярче и звонче получился звук — тем качественнее вы сыграли hammer on. Еще раз отмечу,
что качество техники легато заключается не в силе удара, а в резкости и точности. В табулатуре этот прием обозначается дугой, над которой пишется буква Н (hammer).
 Упражнение № 56. Hammer on средним пальцем (см. урок на DVD).
Ударом медиатора вниз извлеките звук третьей открытой струны, после чего средним пальцем левой руки произведите hammer on на четвертом ладу третьей струны. Уберите средний палец со струны и одновременно с этим извлеките звук третьей открытой струны ударом вверх. Снова произведите hammer on. Повторите процедуру. Помните, что каждый удар медиатора по струне должен происходить в момент, когда вы убираете средний палец левой руки. Таким образом, звукоизвлечение медиатором постоянно чередуется с ударными легато hammer on (рис. 7.1).


Во втором и последующих тактах принцип тот же, меняется только номер лада, по которому производится хаммер. Играйте упражнение по кругу, добиваясь качественного звучания, а также выполняйте его на других струнах.
 Упражнение № 57. Триоль (см. урок на DVD).
В упражнении звучат три ноты одинаковой длительности. Первую и третью ноты нужно извлечь медиатором, а вторую — приемом hammer on. Ваша задача — добиться максимально равномерного и близкого по громкости звучания трех нот. Упражнение хорошо развивает растяжку пальцев левой руки (рис. 7.2).

Указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад на третьей струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. Затем с помощью ударного легато резко прижмите средним пальцем седьмой лад на третьей струне (правая рука в звукоизвлечении этой ноты не участвует). Мизинцем прижмите девятый лад на третьей струне и извлеките ноту ударом медиатора вверх. Получается, что медиатор использовался при извлечении первой и третьей нот, а вторая — прозвучала исключительно за счет легато. Играйте упражнение по кругу, не убирая указательный палец с пятого лада.
 Упражнение № 58. Три триоли (см. урок на DVD).
Упражнение является логическим продолжением предыдущего и состоит из трех частей-триолей. Играя по очереди каждую из них, вы будете последовательно менять позиции и тренировать разные группы пальцев и растяжку (рис. 7.3).


В первом такте указательным пальцем левой руки прижмите четвертый лад на третьей струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. Приемом hammer on резко прижмите средним пальцем пятый лад на третьей струне (правая рука в звукоизвлечении не участвует). Мизинцем прижмите седьмой лад на третьей струне и извлеките ноту ударом медиатора вверх. Каждый такт в упражнении играется четыре раза. Второй такт представляет собой копию упражнения № 57.
Третий такт исполняется по тому же принципу, но на этот раз используется безымянный палец, который и делает ударное легато hammer on на девятом ладу. Итак, указательный палец стоит на пятом ладу, безымянный — легато на девятом, после чего мизинец прижимает десятый лад. Четвертый такт — повторение второго. Далее упражнение следует играть сначала.
 Упражнение №59. Мотив с легато (см. урок нa DVD).
На этот раз звукоизвлечение hammer on будет на шестой струне. Специфика упражнения заключается в том, что при игре легато на одной струне медиатор по очереди извлекает звук двух струн. Это довольно распространенный прием (рис. 7.4).


Несмотря на то, что упражнение начинается с шестой открытой струны, необходимо заранее прижать указательным пальцем левой руки второй лад на пятой струне и продолжать держать весь такт. Ударом медиатора вниз извлеките звук шестой открытой струны. Дальше с помощью ударного легато резко прижмите средним пальцем третий лад на шестой струне, после чего ударом медиатора вверх извлеките звук пятой струны, которую продолжает прижимать
на втором ладу указательный палец левой руки. Вышеописанное играется четыре раза. Во втором такте происходит смена позиции. Ударом медиатора вниз извлеките звук шестой открытой струны, после чего приемом hammer on резко прижмите средним пальцем первый лад на шестой струне. Теперь ударом медиатора вверх извлеките звук пятой открытой струны. Дайте струнам прозвучать и начните упражнение сначала.
 Упражнение №60. Ударное легато мизинцем (см. урок на DVD).
Ударные легато в равной степени исполняются почти всеми пальцами левой руки, однако не все пальцы имеют одинаковую длину и силу. Поэтому их необходимо развивать. В данном упражнении основная нагрузка приходится на мизинец, но и указательный палец будет занят, прижимая баррэ на толстых струнах. Такой способ игры является довольно распространенным (рис. 7.5).


В первом такте указательным пальцем левой руки с помощью баррэ прижмите шестую и пятую струны на третьем ладу. Ударом медиатора вверх извлеките звук сразу двух струн. После этого ударным легато резко прижмите мизинцем пятый лад на пятой струне. Не отпуская баррэ, проделайте это пять раз. Во втором такте играется то же самое, но в шестой позиции. Полезно также поиграть данное упражнение на других струнах (в частности, пятой и четвертой). Что касается правой руки, то вы можете играть ударами вверх (кроме легато, разумеется) либо чередовать вниз-вверх.