Надеюсь, вы «на отлично» усвоили предыдущие пять упражнений. Это значит, что во время игры ваша кисть не напряжена и находится почти без движения, а звукоизвлечением заняты только пальцы. Рука не устает. Пальцы не путаются, а каждый дергает свою струну. Вы запомнили каждый «перебор» и довели качество исполнения до автоматизма. Пришло время задействовать левую руку. Для того чтобы научиться играть так, как вы хотите, постановка левой руки во время занятий должна быть правильной. Во-первых, обратите внимание на положение локтя. Не следует отводить его влево или прижимать к себе. Локоть левой руки должен висеть свободно (рис. 2.12).
Важный момент — положение большого пальца. Прежде всего, им не следует прилагать значительное усилие при постановке руки. Положение пальца меняется в зависимости от того, что и в какой части грифа вы исполняете. Если это, например, соло или пассаж (когда пальцы левой руки располагаются или перемещаются вдоль грифа), то большой палец не должен выглядывать над шестой струной (рис. 2.13).
Сзади можно видеть, что большой палец расположен почти параллельно ладам (и, конечно, не смотрит вправо). Это показано на рис. 2.14.
Когда вы играете аккордами или пальцы левой руки располагаются ближе к положению поперек грифа, допустимо, чтобы большой палец был виден над шестой струной (см. рис. 2.12).
Прижимать струны на грифе нужно определенным местом подушечек пальцев, которое находится в 4-5 миллиметрах ниже ногтя (рис. 2.15).
Что касается силы давления на струны во время прижатия, то вы это сразу почувствуете. Вернее, услышите; если струна прижата недостаточно сильно, то звучание гитары будет глухим и дребезжащим. Однако сильно давить на инструмент также не следует. Поэкспериментируйте и найдите баланс. Давайте внесем ясность в определение термина «аппликатура». Это порядок чередования пальцев (и правой, и левой руки) во время игры на инструменте. Чем лучше продумана аппликатура произведения (упражнения), тем легче добиться хорошего исполнения. Соответственно, если аппликатура составлена неграмотно, то многие вещи исполнить вообще невозможно («не хватит пальцев сыграть»). Со временем гитарист начинает хорошо чувствовать логику аппликатуры и решает все вопросы самостоятельно, но на начальном этапе обучения необходимо строго придерживаться аппликатуры, указанной в курсе или преподавателем. В записи гитарных партий на бумаге принято нумеровать пальцы левой руки определенным образом. Исходя из того, что большой палец в игре на гитаре практически не участвует (за редким исключением), нумерация пальцев левой руки начинается с указательного. На левой руке указательный палец — это первый, средний — второй, безымянный — третий, а мизинец — четвертый. Это нужно запомнить. Далее вы разучите три новых упражнения, которые играются двумя руками (техника правой руки в этих упражнениях — пальцевая). Обязательно соблюдайте указанную аппликатуру!
Упражнение № 6. Игра на основе «перебора» «тип 1» (см. урок на DVD).
Прижмите средним пальцем левой руки второй лад третьей струны, а указательным — первый лад второй струны. Большим пальцем правой руки прижмите пятую струну, указательным — третью, средним — вторую, безымянным — первую. Потом опять средним пальцем вторую струну, а указательным — третью. Как вы поняли, пока левая рука прижимает струны на грифе, правая — исполняет «перебор» «тип 1» (см. упражнение №3). Во втором такте средний палец левой руки остается на месте, безымянный — прижимает третий лад второй струны, а указательный — первый лад первой струны. В это время правая рука исполняет «перебор» «тип 1», начиная звукоизвлечение большим пальцем с четвертой струны. Во время третьего такта указательный палец левой руки прижимает первый лад на третьей струне (остальные пальцы левой руки в этом такте не участвуют), правая рука исполняет «перебор» «тип 1», начиная с шестой струны (рис. 2.16).
Упражнение №7. Игра на основе «перебора» «тип 2» (см. урок на DVD).
Табулатура этого упражнения выглядит более внушительно, чем в предыдущем примере, однако на самом деле все не так сложно (рис. 2.17).
При разборе упражнения вы могли заметить, что аппликатура левой руки идентична аппликатуре упражнения № 6, отличия заключаются в работе правой руки. Пока левая рука прижимает те же ноты, правая — играет «перебор» «тип 2» (см. упражнение № 4). Соответственно, если вы хорошо отработали предыдущие упражнения, то с исполнением настоящего сложностей не возникнет.
Упражнение № 8. Игра на основе «перебора» «тип 3» (см. урок на DVD).
Похожая ситуация: по левой руке изменений нет, а правая играет «перебор» «тип 3» (рис. 2.18) (упражнение №5).
Важный момент — положение большого пальца. Прежде всего, им не следует прилагать значительное усилие при постановке руки. Положение пальца меняется в зависимости от того, что и в какой части грифа вы исполняете. Если это, например, соло или пассаж (когда пальцы левой руки располагаются или перемещаются вдоль грифа), то большой палец не должен выглядывать над шестой струной (рис. 2.13).
Сзади можно видеть, что большой палец расположен почти параллельно ладам (и, конечно, не смотрит вправо). Это показано на рис. 2.14.
Когда вы играете аккордами или пальцы левой руки располагаются ближе к положению поперек грифа, допустимо, чтобы большой палец был виден над шестой струной (см. рис. 2.12).
Прижимать струны на грифе нужно определенным местом подушечек пальцев, которое находится в 4-5 миллиметрах ниже ногтя (рис. 2.15).
Что касается силы давления на струны во время прижатия, то вы это сразу почувствуете. Вернее, услышите; если струна прижата недостаточно сильно, то звучание гитары будет глухим и дребезжащим. Однако сильно давить на инструмент также не следует. Поэкспериментируйте и найдите баланс. Давайте внесем ясность в определение термина «аппликатура». Это порядок чередования пальцев (и правой, и левой руки) во время игры на инструменте. Чем лучше продумана аппликатура произведения (упражнения), тем легче добиться хорошего исполнения. Соответственно, если аппликатура составлена неграмотно, то многие вещи исполнить вообще невозможно («не хватит пальцев сыграть»). Со временем гитарист начинает хорошо чувствовать логику аппликатуры и решает все вопросы самостоятельно, но на начальном этапе обучения необходимо строго придерживаться аппликатуры, указанной в курсе или преподавателем. В записи гитарных партий на бумаге принято нумеровать пальцы левой руки определенным образом. Исходя из того, что большой палец в игре на гитаре практически не участвует (за редким исключением), нумерация пальцев левой руки начинается с указательного. На левой руке указательный палец — это первый, средний — второй, безымянный — третий, а мизинец — четвертый. Это нужно запомнить. Далее вы разучите три новых упражнения, которые играются двумя руками (техника правой руки в этих упражнениях — пальцевая). Обязательно соблюдайте указанную аппликатуру!
Упражнение № 6. Игра на основе «перебора» «тип 1» (см. урок на DVD).
Прижмите средним пальцем левой руки второй лад третьей струны, а указательным — первый лад второй струны. Большим пальцем правой руки прижмите пятую струну, указательным — третью, средним — вторую, безымянным — первую. Потом опять средним пальцем вторую струну, а указательным — третью. Как вы поняли, пока левая рука прижимает струны на грифе, правая — исполняет «перебор» «тип 1» (см. упражнение №3). Во втором такте средний палец левой руки остается на месте, безымянный — прижимает третий лад второй струны, а указательный — первый лад первой струны. В это время правая рука исполняет «перебор» «тип 1», начиная звукоизвлечение большим пальцем с четвертой струны. Во время третьего такта указательный палец левой руки прижимает первый лад на третьей струне (остальные пальцы левой руки в этом такте не участвуют), правая рука исполняет «перебор» «тип 1», начиная с шестой струны (рис. 2.16).
Упражнение №7. Игра на основе «перебора» «тип 2» (см. урок на DVD).
Табулатура этого упражнения выглядит более внушительно, чем в предыдущем примере, однако на самом деле все не так сложно (рис. 2.17).
При разборе упражнения вы могли заметить, что аппликатура левой руки идентична аппликатуре упражнения № 6, отличия заключаются в работе правой руки. Пока левая рука прижимает те же ноты, правая — играет «перебор» «тип 2» (см. упражнение № 4). Соответственно, если вы хорошо отработали предыдущие упражнения, то с исполнением настоящего сложностей не возникнет.
Упражнение № 8. Игра на основе «перебора» «тип 3» (см. урок на DVD).
Похожая ситуация: по левой руке изменений нет, а правая играет «перебор» «тип 3» (рис. 2.18) (упражнение №5).