Данный классический способ настройки гитары наиболее распространен среди начинающих музыкантов из-за своей относительной простоты и наглядности. Суть его заключается в том, что каждая струна настраивается под предыдущую по пятому ладу. Например, пятая открытая струна настраивается под шестую, прижатую на пятом ладу, четвертая открытая струна — под пятую на пятом ладу и т. д. Исключение составляет вторая струна, которая настраивается под третью, прижатую не на пятом, а на четвертом ладу. Естественно, под ладами в данном случае подразумевается пространство между железными перегородками на грифе. Настройка осуществляется следующим образом. Средним пальцем левой руки прижмите пятый лад на шестой струне и извлеките эту ноту. Дерните пятую открытую струну и сравните ее звучание со звучанием шестой струны, прижатой на пятом ладу. В идеале они должны звучать практически неотличимо друг от друга—в унисон. Это будет означать, что пятая и шестая струны настроены относительно друг друга.
Если звучание струн различается — значит, вам необходимо подстроить пятую струну путем
регулировки колка до высоты, при которой два звука будут звучать как одно целое. Перед этим нужно на слух (разумеется, если нет электронного тюнера) определить: ниже или выше звучит пятая открытая струна, чем шестая струна, прижатая на пятом ладу. Однако во время настройки гитары все не так очевидно. Струна может быть настроена немного выше или ниже, поэтому слух должен быть тренированным, чтобы точно определить, как звучит струна. Если пятая открытая струна звучит ниже, чем шестая, прижатая на пятом ладу, то, значит, вам нужно натягивать (накручивать) пятую струну соответствующим колком. Делать это нужно внимательно и не спеша до тех пор, пока звучание пятой открытой струны будет невозможно отличить от прижатой шестой. Если же пятая открытая струна звучит выше, чем шестая, прижатая на пятом ладу, то следует ослаблять натяжение пятой струны, то есть крутить колок в обратном направлении (раскручивать). Есть полезная хитрость. Когда оба звука звучат довольно близко, но небольшой диссонанс все-таки присутствует (а вы не можете определить, выше или ниже звучит струна), можно действовать следующим образом: ослабьте колком натяжение пятой струны, повернув его приблизительно иа четверть оборота, затем плавно верните в исходное положение (на фоне звучащей шестой струны, прижатой на пятом ладу) таким образом, чтобы звучание двух струн слилось.
Итак, пятую струну вы настроили под шестую, на очереди четвертая струна. Ее вы настраиваете под пятую струну, прижатую на пятом ладу. Алгоритм действий такой же, как и в предыдущем случае. Средним пальцем левой руки прижмите пятый лад на пятой струне и извлеките ноту. Дерните четвертую открытую струну и сравните ее звучание со звучанием пятой струны, прижатой на пятом ладу. Звучание двух нот должно быть неотличимо друг от друга. В случае необходимости регулируйте колок, пока оба звука не будут звучать как одно целое. Третья открытая струна настраивается под четвертую, прижатую на пятом ладу, таким же образом. Вторую открытую струну настраивают под третью, прижатую не на пятом, а на четвертом ладу. Средним пальцем левой руки прижмите четвертый лад на третьей струне и извлеките ноту. Затем извлеките ноту на второй открытой струне и сравните ее звучание со звучанием третьей струны, прижатой на четвертом ладу. Если звучание второй открытой струны отличается от звучания третьей прижатой струны, то необходимо подстроить вторую струну путем регулировки колка до соответствующей высоты. Настройка первой струны осуществляется вновь по пятому ладу по принципу, описанному выше (рис.1.20).
Если звучание струн различается — значит, вам необходимо подстроить пятую струну путем
регулировки колка до высоты, при которой два звука будут звучать как одно целое. Перед этим нужно на слух (разумеется, если нет электронного тюнера) определить: ниже или выше звучит пятая открытая струна, чем шестая струна, прижатая на пятом ладу. Однако во время настройки гитары все не так очевидно. Струна может быть настроена немного выше или ниже, поэтому слух должен быть тренированным, чтобы точно определить, как звучит струна. Если пятая открытая струна звучит ниже, чем шестая, прижатая на пятом ладу, то, значит, вам нужно натягивать (накручивать) пятую струну соответствующим колком. Делать это нужно внимательно и не спеша до тех пор, пока звучание пятой открытой струны будет невозможно отличить от прижатой шестой. Если же пятая открытая струна звучит выше, чем шестая, прижатая на пятом ладу, то следует ослаблять натяжение пятой струны, то есть крутить колок в обратном направлении (раскручивать). Есть полезная хитрость. Когда оба звука звучат довольно близко, но небольшой диссонанс все-таки присутствует (а вы не можете определить, выше или ниже звучит струна), можно действовать следующим образом: ослабьте колком натяжение пятой струны, повернув его приблизительно иа четверть оборота, затем плавно верните в исходное положение (на фоне звучащей шестой струны, прижатой на пятом ладу) таким образом, чтобы звучание двух струн слилось.
Итак, пятую струну вы настроили под шестую, на очереди четвертая струна. Ее вы настраиваете под пятую струну, прижатую на пятом ладу. Алгоритм действий такой же, как и в предыдущем случае. Средним пальцем левой руки прижмите пятый лад на пятой струне и извлеките ноту. Дерните четвертую открытую струну и сравните ее звучание со звучанием пятой струны, прижатой на пятом ладу. Звучание двух нот должно быть неотличимо друг от друга. В случае необходимости регулируйте колок, пока оба звука не будут звучать как одно целое. Третья открытая струна настраивается под четвертую, прижатую на пятом ладу, таким же образом. Вторую открытую струну настраивают под третью, прижатую не на пятом, а на четвертом ладу. Средним пальцем левой руки прижмите четвертый лад на третьей струне и извлеките ноту. Затем извлеките ноту на второй открытой струне и сравните ее звучание со звучанием третьей струны, прижатой на четвертом ладу. Если звучание второй открытой струны отличается от звучания третьей прижатой струны, то необходимо подстроить вторую струну путем регулировки колка до соответствующей высоты. Настройка первой струны осуществляется вновь по пятому ладу по принципу, описанному выше (рис.1.20).