На музыкальном сленге рифф — это короткий повторяющийся мотив. Говоря о гитарных риффах, обычно имеют в виду в основном тяжелые проигрыши на толстых струнах, исполняемые на драйве или дисторшн. Довольно часто подобные вещи играются квинтами. Квинта — это один из музыкальных интервалов (помните октавы?), который включает в себя три с половиной тона. Для того чтобы построить квинту от любой ноты на толстых закрытых струнах (4, 5, 6-й), необходимо отсчитать от этой ноты два лада вправо и прижать на полученном ладу следующую более тонкую струну. Это просто: например, возьмем ноту «ля» (пятый лад шестой струны) и построим квинту. Прибавляем к пяти два и получаем семь. Прижимаем седьмой лад на пятой струне, так как это следующая более тонкая струна. Как видите, внешне квинта похожа на октаву, но в отличие от последней, расположение пальцев левой руки в этом интервале осуществляется на соседних струнах (в октаве — через струну) (рис. 8.7).
Упражнение №88. Рифф №1 (см. урок на DVD).
Первый такт. Возьмите квинту: указательным пальцем левой руки прижмите третий лад на пятой струне, а мизинцем — пятый лад на четвертой. Теперь одним ударом медиатора вниз извлеките звук на пятой и четвертой струнах, а затем, продолжая держать левой рукой квинту, с помощью приема пиццикато два раза извлеките звук на пятой струне (в этом такте все играйте вниз). Следите, чтобы все посторонние струны были заглушены. Прижимая пятую струну, указательный палец левой руки перекрывает все тонкие струны, мизинец держит четвертую, а правая рука во время пиццикато контролирует толстые струны. Теперь сдвиньте квинту на два лада вправо и сыграйте то же самое, удвоив количество пиццикато на пятой струне.
Второй такт. Прижмите указательным пальцем левой руки второй лад на четвертой струне и одним ударом медиатора вниз извлеките звук на пятой и четвертой. Обратите внимание: получилась тоже квинта, только с открытой струной. Продолжая ее прижимать, с помощью приема пиццикато два раза извлеките звук на пятой струне (вниз-вниз). Ударом медиатора вверх снова дерните пятую и четвертую струны, после чего с помощью пиццикато вниз дерните пятую открытую струну. Далее еще раз медиатором вверх задействуйте две струны, затем средним пальцем прижмите третий лад на пятой струне (вниз), после чего сделайте срыв легато с третьего лада к открытой струне (рис. 8.8).
Упражнение повторяется четыре раза и заканчивается квинтой.
Упражнение №89. Рифф №2 (см. урок на DVD).
Первый такт. Прижмите указательным пальцем левой руки второй лад на пятой струне и ударом медиатора вниз извлеките звук на шестой и пятой струнах. Получилась квинта с открытой струной. Затем, используя прием пиццикато, сыграйте на шестой открытой струне шесть раз (переменным штрихом, начиная с удара вниз). После этого сыграйте две квинты от третьего и пятого ладов. Исполняйте их медиатором вниз-вниз. Первая часть второго такта повторяет это место первого такта. Затем следует сместиться на пятую струну и взять квинту: указательный палец — первый лад на пятой струне, мизинец — третий лад на четвертой. Извлеките интервал ударом медиатора вниз. Используя прием пиццикато и переменный штрих, сыграйте небольшой пассаж из четырех нот (четвертый и третий лады на шестой струне прижимайте по очереди мизинцем и безымянным пальцем) (рис. 8.9).
Упражнение повторяется два раза и заканчивается квинтой.
Упражнение №90. Рифф №3 (см. урок на DVD).
Первый такт. Прижмите указательным пальцем левой руки второй лад на третьей струне и ударом медиатора вниз извлеките звук на четвертой и третьей струнах. Как видите, снова получилась квинта с открытой струной. С помощью приема пиццикато медиатором вниз сыграйте на пятой открытой струне. Указательным пальцем прижмите первый лад на третьей струне и ударом медиатора вверх одновременно сыграйте на третьей и четвертой струнах.
После этого сделайте хаммер средним пальцем на второй лад третьей струны (продолжая прижимать указательным пальцем первый лад).
Далее следует повторяющийся фрагмент. Второй такт похож на первый, но теперь все, кроме нот с пиццикато, исполняется на более толстой струне.
Третий такт повторяет первый.
Четвертый такт. Возьмите квинту: прижмите указательным пальцем второй лад на шестой струне, а мизинцем — четвертый лад на пятой. Извлеките интервал двумя ударами медиатора вниз, затем ударом вверх сыграйте на шестой открытой струне. Средним пальцем прижмите седьмой лад на пятой струне, а указательным — шестой на четвертой. Эти две ноты нужно извлечь одновременно медиатором вниз, после чего убрать указательный палец с шестого лада
и прижать безымянным седьмой лад на четвертой струне. Теперь движением медиатора вверх еще раз одновременно извлеките звук на четвертой и пятой струнах (рис. 8.10).
Вышеописанное повторяется дважды и заканчивается квинтой.
Упражнение №91. Рифф №4 (см. урок на DVD).
Этот более длинный рифф полезен для отработки качественного звукоизвлечения пиццикато. Обратите внимание на то, как этот прием в данном риффе чередуется с обычным звукоизвлечением (рис. 8.11).
Первый такт. Указательным пальцем левой руки прижмите второй лад на пятой струне, средним — третий лад на шестой и продолжайте держать их на протяжении всего такта. Ударом медиатора вверх извлеките звук на пятой струне, после чего, используя прием пиццикато, дважды извлеките звук на шестой. Дальше все играется по такому же принципу: сначала нота на пятой (или четвертой) струне, а затем два пиццикато на шестой (пятый лад на четвертой и пятой струнах следует прижимать мизинцем).
Второй такт. Указательный и средний пальцы остаются на своих местах. Ударом медиатора вниз извлеките одновременно звук на шестой и пятой струнах, после чего безымянным пальцем сделайте хаммер на третий лад пятой струны. Теперь нужно дважды одновременно извлечь звук на шестой и пятой струнах ударами медиатора вверх и вниз.
Третий такт отличается от первого только тем, что короче его на три ноты. В четвертом такте, похожем на второй, в конце нужно сделать указательным пальцем срыв сразу двух струн. Это просто: пул получится, когда вы уберете все пальцы левой руки со струн. Только приглушите шестую большим пальцем.
Упражнение №92. Рифф №5 (см. урок на DVD).
Первый такт. Возьмите квинту: указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад на шестой струне, а мизинцем — седьмой лад на пятой. Одним ударом медиатора вниз извлеките звук на шестой и пятой струнах, после чего, продолжая держать интервал, с помощью приема пиццикато дважды извлеките звук на шестой струне (вниз-вверх). Еще раз сыграйте эту квинту вниз и сделайте слайд на два лада влево.
Второй такт. Прижмите указательным пальцем левой руки второй лад на пятой струне и ударом медиатора вниз извлеките звук на шестой и пятой струнах. Используя прием пиццикато, дважды сыграйте на шестой струне (указательный палец остается на месте). После этого нужно еще раз ударом вниз извлечь квинту и сделать хаммер средним пальцем на третий лад шестой струны (продолжая прижимать указательным пальцем пятую струну).
Третий такт повторяет первый, а в похожем на второй четвертом такте ближе к концу следует сделать хаммер мизинцем (хотя допускается и безымянным) на пятой струне (рис. 8.12).
Упражнение повторяется четыре раза и заканчивается квинтой.
Упражнение №93. Рифф №6 (см. урок на DVD).
В этом упражнении практически все исполняется с помощью пиццикато и только переменным штрихом. Обратите внимание: каждую ноту следует держать прижатой только до тех пор, пока не будет взята следующая (рис. 8.13).
Первый такт. Указательным пальцем левой руки прижмите второй лад на пятой струне и, используя прием пиццикато, сыграйте ноту дважды вниз-вверх. Играя пиццикато переменным штрихом каждую ноту по два раза, прижимайте пятый и четвертый лады мизинцем и безымянным пальцем.
Второй такт. Первые две ноты находятся на третьем ладу шестой струны, остальное исполняется так же, как и в первом такте.
В третьем такте пятую струну прижмите средним пальцем, а четвертую — указательным.
В четвертом такте воспользуйтесь указательным пальцем и мизинцем.
Упражнение повторяется два раза и заканчивается квинтой.
Упражнение №94. Рифф №7 (см. урок на DVD).
В первом такте рифф начинается с пиццикато на шестой открытой струне (во избежание посторонних звуков приглушите указательным пальцем левой руки остальные струны). Используйте переменный штрих и старайтесь точно воспроизвести ритмику упражнения (при необходимости еще раз посмотрите пример на DVD). В конце такта следуют три быстрые ноты. Указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад на шестой струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. Сделайте хаммер средним пальцем на шестой лад, а затем одновременно с ударом медиатора вверх прижмите безымянным пальцем седьмой лад.
Во втором такте повторяется та же серия пиццикато, после чего прижимается третий лад на шестой струне. Извлеките ноту медиатором и сделайте вибрато. Отрезок упражнения из первых двух тактов повторяется дважды.
Третий и четвертый такты повторяют первый и второй на пятой струне (однако играть их два раза не нужно).
Пятый и шестой такты — повтор первого и второго.
Седьмой такт. Средним пальцем левой руки прижмите второй лад на пятой струне и, используя прием пиццикато и переменный штрих, сыграйте ноту шесть раз. Затем указательным пальцем левой руки прижмите второй лад на четвертой струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. Сделайте хаммер средним пальцем на третий лад и одновременно с ударом медиатора вверх прижмите безымянным пальцем четвертый лад (рис. 8.14).
Восьмой, девятый и десятый такты затруднений у вас не вызовут.
Еще раз обратите внимание на характерную ритмику риффа, а также на чередование пиццикато и обычного звукоизвлечения.
Упражнение №88. Рифф №1 (см. урок на DVD).
Первый такт. Возьмите квинту: указательным пальцем левой руки прижмите третий лад на пятой струне, а мизинцем — пятый лад на четвертой. Теперь одним ударом медиатора вниз извлеките звук на пятой и четвертой струнах, а затем, продолжая держать левой рукой квинту, с помощью приема пиццикато два раза извлеките звук на пятой струне (в этом такте все играйте вниз). Следите, чтобы все посторонние струны были заглушены. Прижимая пятую струну, указательный палец левой руки перекрывает все тонкие струны, мизинец держит четвертую, а правая рука во время пиццикато контролирует толстые струны. Теперь сдвиньте квинту на два лада вправо и сыграйте то же самое, удвоив количество пиццикато на пятой струне.
Второй такт. Прижмите указательным пальцем левой руки второй лад на четвертой струне и одним ударом медиатора вниз извлеките звук на пятой и четвертой. Обратите внимание: получилась тоже квинта, только с открытой струной. Продолжая ее прижимать, с помощью приема пиццикато два раза извлеките звук на пятой струне (вниз-вниз). Ударом медиатора вверх снова дерните пятую и четвертую струны, после чего с помощью пиццикато вниз дерните пятую открытую струну. Далее еще раз медиатором вверх задействуйте две струны, затем средним пальцем прижмите третий лад на пятой струне (вниз), после чего сделайте срыв легато с третьего лада к открытой струне (рис. 8.8).
Упражнение повторяется четыре раза и заканчивается квинтой.
Упражнение №89. Рифф №2 (см. урок на DVD).
Первый такт. Прижмите указательным пальцем левой руки второй лад на пятой струне и ударом медиатора вниз извлеките звук на шестой и пятой струнах. Получилась квинта с открытой струной. Затем, используя прием пиццикато, сыграйте на шестой открытой струне шесть раз (переменным штрихом, начиная с удара вниз). После этого сыграйте две квинты от третьего и пятого ладов. Исполняйте их медиатором вниз-вниз. Первая часть второго такта повторяет это место первого такта. Затем следует сместиться на пятую струну и взять квинту: указательный палец — первый лад на пятой струне, мизинец — третий лад на четвертой. Извлеките интервал ударом медиатора вниз. Используя прием пиццикато и переменный штрих, сыграйте небольшой пассаж из четырех нот (четвертый и третий лады на шестой струне прижимайте по очереди мизинцем и безымянным пальцем) (рис. 8.9).
Упражнение повторяется два раза и заканчивается квинтой.
Упражнение №90. Рифф №3 (см. урок на DVD).
Первый такт. Прижмите указательным пальцем левой руки второй лад на третьей струне и ударом медиатора вниз извлеките звук на четвертой и третьей струнах. Как видите, снова получилась квинта с открытой струной. С помощью приема пиццикато медиатором вниз сыграйте на пятой открытой струне. Указательным пальцем прижмите первый лад на третьей струне и ударом медиатора вверх одновременно сыграйте на третьей и четвертой струнах.
После этого сделайте хаммер средним пальцем на второй лад третьей струны (продолжая прижимать указательным пальцем первый лад).
Далее следует повторяющийся фрагмент. Второй такт похож на первый, но теперь все, кроме нот с пиццикато, исполняется на более толстой струне.
Третий такт повторяет первый.
Четвертый такт. Возьмите квинту: прижмите указательным пальцем второй лад на шестой струне, а мизинцем — четвертый лад на пятой. Извлеките интервал двумя ударами медиатора вниз, затем ударом вверх сыграйте на шестой открытой струне. Средним пальцем прижмите седьмой лад на пятой струне, а указательным — шестой на четвертой. Эти две ноты нужно извлечь одновременно медиатором вниз, после чего убрать указательный палец с шестого лада
и прижать безымянным седьмой лад на четвертой струне. Теперь движением медиатора вверх еще раз одновременно извлеките звук на четвертой и пятой струнах (рис. 8.10).
Вышеописанное повторяется дважды и заканчивается квинтой.
Упражнение №91. Рифф №4 (см. урок на DVD).
Этот более длинный рифф полезен для отработки качественного звукоизвлечения пиццикато. Обратите внимание на то, как этот прием в данном риффе чередуется с обычным звукоизвлечением (рис. 8.11).
Первый такт. Указательным пальцем левой руки прижмите второй лад на пятой струне, средним — третий лад на шестой и продолжайте держать их на протяжении всего такта. Ударом медиатора вверх извлеките звук на пятой струне, после чего, используя прием пиццикато, дважды извлеките звук на шестой. Дальше все играется по такому же принципу: сначала нота на пятой (или четвертой) струне, а затем два пиццикато на шестой (пятый лад на четвертой и пятой струнах следует прижимать мизинцем).
Второй такт. Указательный и средний пальцы остаются на своих местах. Ударом медиатора вниз извлеките одновременно звук на шестой и пятой струнах, после чего безымянным пальцем сделайте хаммер на третий лад пятой струны. Теперь нужно дважды одновременно извлечь звук на шестой и пятой струнах ударами медиатора вверх и вниз.
Третий такт отличается от первого только тем, что короче его на три ноты. В четвертом такте, похожем на второй, в конце нужно сделать указательным пальцем срыв сразу двух струн. Это просто: пул получится, когда вы уберете все пальцы левой руки со струн. Только приглушите шестую большим пальцем.
Упражнение №92. Рифф №5 (см. урок на DVD).
Первый такт. Возьмите квинту: указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад на шестой струне, а мизинцем — седьмой лад на пятой. Одним ударом медиатора вниз извлеките звук на шестой и пятой струнах, после чего, продолжая держать интервал, с помощью приема пиццикато дважды извлеките звук на шестой струне (вниз-вверх). Еще раз сыграйте эту квинту вниз и сделайте слайд на два лада влево.
Второй такт. Прижмите указательным пальцем левой руки второй лад на пятой струне и ударом медиатора вниз извлеките звук на шестой и пятой струнах. Используя прием пиццикато, дважды сыграйте на шестой струне (указательный палец остается на месте). После этого нужно еще раз ударом вниз извлечь квинту и сделать хаммер средним пальцем на третий лад шестой струны (продолжая прижимать указательным пальцем пятую струну).
Третий такт повторяет первый, а в похожем на второй четвертом такте ближе к концу следует сделать хаммер мизинцем (хотя допускается и безымянным) на пятой струне (рис. 8.12).
Упражнение повторяется четыре раза и заканчивается квинтой.
Упражнение №93. Рифф №6 (см. урок на DVD).
В этом упражнении практически все исполняется с помощью пиццикато и только переменным штрихом. Обратите внимание: каждую ноту следует держать прижатой только до тех пор, пока не будет взята следующая (рис. 8.13).
Первый такт. Указательным пальцем левой руки прижмите второй лад на пятой струне и, используя прием пиццикато, сыграйте ноту дважды вниз-вверх. Играя пиццикато переменным штрихом каждую ноту по два раза, прижимайте пятый и четвертый лады мизинцем и безымянным пальцем.
Второй такт. Первые две ноты находятся на третьем ладу шестой струны, остальное исполняется так же, как и в первом такте.
В третьем такте пятую струну прижмите средним пальцем, а четвертую — указательным.
В четвертом такте воспользуйтесь указательным пальцем и мизинцем.
Упражнение повторяется два раза и заканчивается квинтой.
Упражнение №94. Рифф №7 (см. урок на DVD).
В первом такте рифф начинается с пиццикато на шестой открытой струне (во избежание посторонних звуков приглушите указательным пальцем левой руки остальные струны). Используйте переменный штрих и старайтесь точно воспроизвести ритмику упражнения (при необходимости еще раз посмотрите пример на DVD). В конце такта следуют три быстрые ноты. Указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад на шестой струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. Сделайте хаммер средним пальцем на шестой лад, а затем одновременно с ударом медиатора вверх прижмите безымянным пальцем седьмой лад.
Во втором такте повторяется та же серия пиццикато, после чего прижимается третий лад на шестой струне. Извлеките ноту медиатором и сделайте вибрато. Отрезок упражнения из первых двух тактов повторяется дважды.
Третий и четвертый такты повторяют первый и второй на пятой струне (однако играть их два раза не нужно).
Пятый и шестой такты — повтор первого и второго.
Седьмой такт. Средним пальцем левой руки прижмите второй лад на пятой струне и, используя прием пиццикато и переменный штрих, сыграйте ноту шесть раз. Затем указательным пальцем левой руки прижмите второй лад на четвертой струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. Сделайте хаммер средним пальцем на третий лад и одновременно с ударом медиатора вверх прижмите безымянным пальцем четвертый лад (рис. 8.14).
Восьмой, девятый и десятый такты затруднений у вас не вызовут.
Еще раз обратите внимание на характерную ритмику риффа, а также на чередование пиццикато и обычного звукоизвлечения.