Знакомства Просто(Без комплексов) - сайт знакомств

Глава 2. Азы игры на гитаре. О мозолях и ногтях.

При условии точного соблюдения вами всех рекомендаций к предыдущим упражнениям должны появиться первые результаты. Вы уже знаете три «перебора» и чисто их исполняете, уверенно переходите со струны на струну, а правая рука практически не устает и не делает во время игры лишних движений. При этом левая рука правильно прижимает нужные ноты. Однако пальцы болят и на правой, и на левой... Да, без мозолей в этом деле не обойдешься. Утешением может стать осознание того факта, что все без исключения музыканты и любители гитары прошли через это. Не только парням, но и девушкам было больно, но они справились. Возможно, из-за болезненных ощущений вы даже не можете притронуться к гитаре. Это нормально, просто нужно немного отдохнуть. Возникает вопрос: как же продолжать занятия? Не обращать внимания на мозоли и продолжать отрабатывать упражнения. Естественно, до крови доводить дело не следует. Кстати, многие известные музыканты в интервью с гордостью говорят, что в свое время разыгрывали руки в кровь. Это, конечно, перебор.
Вообще мозоли на пальцах теряют чувствительность тем быстрее, чем больше вы занимаетесь в течение нескольких недель. Отсюда вывод: играйте чаще и дольше. Со временем мозоли станут практически не видны. Несколько слов о ногтях. Как вы понимаете, их придется
регулярно подстригать. На левой руке отросшие ногти недопустимы (даже слегка выступающие, они делают невозможным нормальное прижатие струн). На правой руке оставлять длинные ногти просто нет смысла (вы же не хотите иметь ногти разной длины?). Хочется верить, что эта новость слегка опечалит только девушек. Однако для опытных гитаристов, исполняющих классику пальцевой техникой на гитарах с нейлоновыми струнами, допустимы и даже приветствуются слегка выступающие и правильно ухоженные ногти на правой руке (начинающие гитаристы-классики на первом этапе обучения занимаются с подстриженными ногтями). Посредством этого добиваются более яркого звукоизвлечения: палец с ногтем подцепляет струну более звонко (немного напоминает эффект медиатора).
 Упражнение №9. «Цыганочка» (см. урок нa DVD).
В качестве отличного упражнения на отработку пальцевой техники разберем знаменитую мелодию, которую играет любой гитарист. Данное музыкальное произведение не только способствует закреплению навыков игры, но и красиво звучит. Кроме того, вы освоите еще один гитарный прием (рис. 2.19).


Мелодия состоит из трех равных частей по восемь тактов. Первый такт начинается, как обычный «перебор». Сначала извлекаете звук на пятой открытой струне, затем играете по порядку: второй лад третьей струны, первый лад второй струны и первую открытую струну (на правой руке — большой, указательный, средний, безымянный пальцы). После этого безымянным пальцем левой руки прижимаете второй лад на первой струне и извлекаете ноту безымянным пальцем правой руки. На рис. 2.19 показан столбец из трех цифр, расположенных друг над другом. Обратите внимание: таким образом в табулатуре обозначаются звуки, которые нужно извлечь одновременно. Соответственно, в данном случае правой рукой нужно дернуть сразу три струны (третья струна на втором ладу, вторая струна на первом ладу и первая открытая струна). Указательный, средний и безымянный пальцы правой руки прижимают каждый свою струну не по очереди, а вместе. Во втором, третьем и четвертом тактах играйте по такому же принципу. Пятый такт начинается так же, как первый, но после извлечения звука на первой открытой струне приходит очередь сразу четырех столбцов. Играть нужно четыре раза одновременно: дергать третью, вторую и первую струны, держа левой рукой соответствующие лады. Следите за работой безымянного пальца левой руки: он то прижимает, то отпускает второй лад на первой струне (см. табулатуру). По такой же схеме играются шестой и седьмой такты, а в восьмом необходимо правой рукой одновременно извлечь звук на шестой и первой открытой струнах (большим и безымянным пальцами), затем на третьей и второй открытой струнах (указательным и средним пальцами) и еще раз на шестой и первой. Отдельно отработайте третий и седьмой такты. Аппликатура левой руки в них выглядит следующим образом: пятая струна второй лад — указательный палец левой руки, третья струна второй лад — средний палец, первая струна второй лад — безымянный палец, первая струна третий лад — мизинец. Во второй части (вторые восемь тактов) «Цыганочки» все довольно просто. Данная часть песни исполняется два раза подряд. Сначала большим пальцем правой руки дергайте пятую открытую струну, затем одновременно третью, вторую и первую струны, левой рукой прижимая соответствующие лады. Затем следует пятая струна третий лад и вновь три струны вместе. По такому же принципу играют и последующие такты второй части. В конце этой части вы видите два столбца из шести нот. Правой рукой нужно резко провести по всем шести струнам. Так вы извлечете сразу шесть нот. Третья часть «Цыганочки» содержит новый гитарный прием. Применяются так называемые «срывы» левой рукой (в табулатуре они помечены небольшой дугой). Первый такт третьей части начинается как «перебор». После того, как вы сыграете ноту на первой открытой струне и первой струне, прижатой на втором ладу, следует произвести этот срыв: палец левой руки как бы соскакивает вниз со второго лада. Причем сделать это нужно так, чтобы явно прозвучала первая открытая струна. Особенность приема состоит в том, что при одном звукоизвлечении правой рукой вы получаете два звука, то есть второй звук производит левая рука. Необходимо отдельно отработать третий такт этой части. Срыв в нем делается мизинцем, причем не к открытой струне, а ко второму ладу, прижатому безымянным пальцем левой руки. Еще раз внимательно посмотрите на DVD, как играется это место. Оставшиеся четыре такта последней части являются повторением второй половины первой части мелодии.
 Упражнение № 10. Соло из «Цыганочки» (см. урок на DVD).
Разберем знаменитое соло из «Цыганочки». Его основная часть играется на первой струне, а концовка — на второй. Обычно для исполнения подобных однострунных пассажей гитаристы применяют прием аппояидо. Его суть заключается в том, что в звукоизвлечении правой рукой используются два (реже три) пальца: указательный и средний- Они по очереди равномерно дергают струну (в данном случае первую), а большой палец в это время касается, как бы опираясь без напряжения, соседней струны (в данном случае третьей). Движение указательного и среднего пальцев напоминает то, как в детстве изображают рукой бегущего по столу человечка (рис. 2.20).

Что касается левой руки, то нужно обратить внимание, что каждый повторяющийся фрагмент (в табулатуре они разделены тактами) играется парами пальцев: безымянным и указательным либо средним и указательным. Последний такт исполняется на второй струне. Начинаете с мизинца на пятом ладу, затем безымянный палец прижимает четвертый лад, после чего указательный — второй лад, потом снова безымянный — четвертый лад и мизинец — пятый лад (рис. 2.21).


Отмечу, что для подобных соло медиаторное звукоизвлечение предпочтительнее, чем пальцевое апиояндо, так как позволяет достигнуть более яркого и громкого звука.