Знакомства Просто(Без комплексов) - сайт знакомств

Глава 2. Азы игры на гитаре. Переменный штрих.

 Начните с отработки ударов медиатором вниз-вверх. Для того чтобы лучше сосредоточиться и не отвлекаться на переходы со струны на струну, играйте для начала на одной струне. Помните: любое движение медиатора при игре переменным штрихом должно быть рациональным и экономичным. Ничего лишнего и никакого напряжения — вот главное правило. Это необходимо, чтобы играть максимально чисто и не накапливать усталость в руке, так как любое постороннее движение может привести к фальши, а также отнимает энергию. Будьте предельно аккуратны. Расположите медиатор как можно ближе к струне и извлеките ноту, совершив четкое движение вниз. Удар не должен быть мощным — достаточно, чтобы струна прозвучала и не более того. Зеркально повторите движение: извлеките звук
на той же струне, но на этот раз ударом вверх. Ваша задача заключается в том, чтобы выйти на уровень, когда отличить на слух удары медиатором вниз и вверх было бы невозможно. По крайней мере, стремитесь к максимальной схожести звучания ударов медиатора.
 Упражнение № 11. Тремоло (см. урок на DVD).

Средним пальцем левой руки прижмите седьмой лад четвертой струны. Очень медленно и рационально начинайте играть переменным штрихом на четвертой струне, добиваясь максимально равномерного звучания. Следите, чтобы правая рука не делала ненужных движений. Если вы почувствовали усталость или напряжение, то прекратите занятия и найдите такое положение кисти, при котором она не будет уставать. Во время исполнения ни одна мышца правой руки (от плеча до запястья) не должна быть напряжена (рис. 2.27).


Не пытайтесь раньше времени ускорять темп. Постепенное увеличение скорости отработки упражнения допустимо только в случае уверенной и качественной игры в медленном темпе.
 Упражнение № 12. Мини-хроматизм (см. урок на DVD).
Следующее упражнение на отработку техники переменного штриха развивает координацию пальцев левой руки. Указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад четвертой струны. Извлеките ноту ударом медиатора вниз. Средним пальцем левой руки прижмите шестой лад четвертой струны (правая рука — медиатор вверх). Затем безымянный палец левой руки прижимает седьмой лад на четвертой (правая — удар вниз). В конце фрагмента мизинец левой руки прижимает восьмой лад, а правая — извлекает ноту на четвертой струне ударом вверх (рис. 2.28).


Как вы поняли, пока пальцы левой руки по очереди прижимают пятый, шестой, седьмой и восьмой лады, правая рука играет переменным ударом вниз-вверх, вниз-вверх. Упражнение повторяется по кругу. Суть в том, что каждый раз звукоизвлечение пятого лада должно происходить на соответствующий удар медиатора вниз. Здесь есть несколько важных моментов, связанных с левой рукой. Во-первых, вы должны строго соблюдать аппликатуру упражнения (пальцы идут по порядку: 1,2,3,4 — 1,2,3,4 — 1,2,3,4 — 1,2,3,4 и т. д. по кругу). Во-вторых, указательный палец прижимает пятый лад все время (не отпускайте струну), а остальные поднимаются только после того, как следующий палец прижмет соответствующий лад. Кстати, отпуская струну после прижатия, не поднимайте пальцы левой руки слишком высоко над грифом — это неправильно. Каждый палец должен быть готов прижать очередную ноту в любой момент, поэтому располагайте их как можно ближе к струнам. При правильной постановке пальцы левой руки поднимаются над струнами (когда ничего не прижимают) на расстояние не выше 5-10 миллиметров. Если нарушать это правило, то вы просто не сможете вовремя переставлять аккорды. Посему во время занятий оставайтесь предельно внимательными и следите за правильной постановкой рук.
 Упражнение № 13. Хроматическая гамма (см. урок на DVD).
В этом упражнении вы отработаете переходы медиатором со струны на струну. По сути, упражнение № 13 является развитием предыдущего. На этот раз начинайте на шестой струне делать то же самое, что вы играли в упражнении № 12 на четвертой струне. Исполнив пассаж один раз, повторите его на пятой струне, затем на четвертой, третьей, второй и первой струнах (рис. 2.29).


Следите, чтобы переход происходил на соответствующий удар медиатора вниз. Кроме того, вы должны добиться, чтобы эти переходы происходили без грязных звуков и ритмических остановок — все должно звучать равномерно и четко.
 Упражнение № 14. Хроматическая гамма по всему грифу (см. урок на DVD).
Данный пример распространяет идею упражнения № 12 на весь гриф. Кроме движения от толстых струн к тонким добавляется возвратное движение от тонких к толстым со смещением на следующий лад (рис. 2.30).


Начинать упражнение с первого лада шестой струны будет несколько сложнее, так как лады в этой части грифа более широкие. От вашей левой руки потребуется сильнее растягивать пальцы. Это весьма полезно, так как хорошая растяжка пальцев левой руки — залог широких возможностей гитариста. Дойдя до четвертого лада первой струны, совершите смещение мизинцем левой руки на один лад вправо (на пятый лад). Если вы следили за четкостью исполнения, то правая рука должна извлечь эту ноту ударом вниз. Далее левая рука начинает возвратное движение: безымянный палец прижимает четвертый лад первой струны, средний — третий лад, а указательный — второй лад (медиатор вверх). Затем мизинец левой руки на второй струне прижимает пятый лад, а остальные пальцы делают то же самое, что и на первой. Повторяйте упражнение на третьей, четвертой, пятой и шестой струнах. Эта фаза должна закончиться прижатием указательным пальцем левой руки второго лада шестой струны (медиатор вверх). Сместите указательный палец левой руки на один лад вправо (шестая струна — третий лад) и продолжите играть по вышеописанному принципу. Таким образом, смещение происходит на первой и шестой струнах (соответственно мизинцем и указательным пальцем). Переход на каждую струну приходится на удар вниз. Играйте это упражнение по всему грифу (доходите хотя бы до десятого лада) и контролируйте качество исполнения и ощущений в правой руке (никакого напряжения).
 Упражнение № 15. Соло из «Цыганочки» медиатором.
Используя технику переменного штриха, отработайте соло из «Цыганочки» (см. рис. 2.21).


Начинайте с удара медиатором вниз. Особое внимание уделите концовке пассажа (переход на вторую струну). Первый удар медиатора по второй струне должен тоже получиться вниз, а последний — вверх. Таким образом, играя соло по кругу, вы каждый раз будете начинать ударом вниз.
 Упражнение № 16. Пассаж на третьей струне (см. урок на DVD).
Упражнение красиво звучит и играется на третьей струне. Фигура состоит из двух частей, каждая из которых развивает координацию двух групп пальцев левой руки. В первой части вы отрабатываете взаимодействие указательного пальца с безымянным и мизинцем, а во второй — указательного со средним и мизинцем. В отличие от предыдущих упражнений здесь пальцы левой руки действуют более хитро: после каждого прижатия следует отпустить всю струну, то есть идет чередование звучания прижатой и неприжатой струны (рис. 2.31).


Это довольно распространенный гитарный прием, который называется игрой через открытую струну. Как вы помните, в табулатуре открытая струна обозначается нулем. Указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад третьей струны и извлеките ноту ударом медиатора вниз. Уберите со струны указательный палец левой руки и извлеките звук на третьей открытой (неприжатой) струне ударом медиатора вверх. Далее прижмите безымянным пальцем левой руки седьмой лад третьей струны (медиатор вниз). Снова уберите со струны палец левой руки и прижмите открытую третью струну (медиатор вверх). Продолжим. Мизинцем левой руки прижмите восьмой лад третьей струны (медиатор вниз). Как и в предыдущих случаях, поднимите палец и ударом медиатора вверх извлеките звук на третьей открытой струне. Концовка первого такта: средним пальцем левой руки прижмите седьмой лад (медиатор вниз), после чего извлеките звук на открытой струне (медиатор вверх). Во втором такте все делается по этой же схеме (отличия заключаются в номерах ладов и пальцах левой руки). Начинайте указательным, но уже на четвертом ладу третьей струны (медиатор вниз). Потом опять открытая струна (медиатор вверх). Средним пальцем левой руки прижимаете пятый лад третьей струны (медиатор вниз) и снова открытая струна (медиатор вверх). Мизинцем прижмите седьмой лад третьей струны (медиатор вниз), после чего следует открытая струна медиатором вверх. Заканчиваете фрагмент средним пальцем. Прижмите пятый лад третьей струны (медиатор вниз) и третью открытую струну (медиатор вверх). Обратите внимание: каждый такт играется по два раза. Исполняйте упражнение по кругу, контролируя качество звука и ощущения в руках. После того, как вы отработаете упражнение, имеет смысл играть его по очереди на каждой струне.
 Упражнение № 17. Пассаж на двух струнах (см. урок на DVD).
В этом упражнении также все исполняется техникой переменного штриха, но теперь чередование ударов медиатора вниз-вверх будет осуществляться по двум струнам. Указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад шестой струны, а мизинцем — седьмой лад пятой струны. Держите эти две ноты, а правой рукой играйте по очереди шестую и пятую струну вниз-вверх, вниз-вверх, вниз-вверх, вниз-вверх. Указательным пальцем левой руки прижмите третий лад пятой струны, а мизинцем — пятый лад четвертой струны. Держите эти две ноты, а правой рукой играйте их по очереди (но теперь уже пятую и четвертую струну) вниз-вверх, вниз-вверх, вниз-вверх, вниз-вверх. Дальше еще одно перемещение. Действуя по тому же принципу, прижимаете указательным пальцем левой руки третий лад шестой струны, а мизинцем — пятый лад пятой струны. Правой также — вниз-вверх, вниз-вверх, вниз-вверх, вниз-вверх. Последний фрагмент. Указательным пальцем левой руки прижимаете пятый лад пятой струны, а мизинцем — седьмой лад четвертой. По правой руке все то же самое (рис. 2.32).


Идея проста, но есть и подводные камни. Самым сложным в этом упражнении будет добиться равномерной игры без пауз. Это касается моментов, когда происходят перемещения пальцев левой руки из одной позиции в другую. Таких переходов здесь четыре, и каждый нужно отработать отдельно (иначе во время исполнения будут остановки). То же касается правой руки. Каждый раз нужно схватить сразу две струны (указательным и мизинцем), значит, перемещение осуществляется сразу двумя пальцами. Нужно стремиться сделать это одновременно. К моменту перемещения нужно готовиться заранее — в голове (со временем вы привыкнете и будете делать это автоматически). Что касается правой руки, то уделите особое внимание переходу со струны на струну. Как и в предыдущих упражнениях, переход должен приходиться на соответствующий удар медиатора вниз и наоборот.
 Упражнение № 18. Фигура ударами вниз (см. урок на DVD).
Обратите внимание на рис. 2.33:


цифры на струнах (номера ладов) стоят друг под другом. Подобное уже встречалось в «Цыганочке» (напомню, что данные звуки следует исполнять одновременно). При каждом звукоизвлечении в этом упражнении вы должны цеплять сразу по две струны (причем обе должны быть отчетливо слышны). В отличие от предыдущих упражнений здесь все играется ударами медиатора вниз. Естественно, что это уже не переменный штрих. Данный способ игры также является довольно распространенным и часто используется гитаристами при исполнении музыки всех стилей. Левая рука в этом упражнении делает все то, что и в примере № 17 (изменения касаются работы правой руки).
 Упражнение №19. «Под луной» (см. урок нa DVD).
Одновременно с отработкой медиаторной техники необходимо продолжать развитие пальцевой. Для этого мы разберем еще одну симпатичную мелодию, которая называется «Под луной». Она содержит достаточное количество элементов арпеджио, а также растяжки левой руки и срывов (рис. 2.34).

В первом такте безымянным пальцем левой руки прижмите третий лад на пятой струне, затем правой играйте по принципу «перебора»: пятая струна, третья открытая и первая открытая (большой, указательный и безымянный пальцы). Мизинцем левой руки прижмите третий лад на первой струне, а правой рукой извлеките эту ноту безымянным пальцем (при этом продолжайте держать безымянным пальцем левой руки третий лад на пятой струне). Отпустите прижатые ноты и сыграйте правой рукой одновременно ноты на шестой и второй открытых струнах (большим и средним пальцами). Средним пальцем левой руки прижмите второй лад на четвертой струне. Правая рука играет «перебором» на четвертой, третьей и второй струнах. В это время мизинцем левой руки прижмите третий лад на второй струне. Во втором такте прижмите левой рукой сразу три струны: средним пальцем — второй лад на четвертой струне, безымянным — второй лад на третьей, а указательным — первый лад на второй струне. Правой рукой дерните вместе пятую и вторую струны (большим и безымянным пальцами), затем играйте по принципу «перебора»: четвертая, третья и вторая струны (указательный, средний и безымянный пальцы правой руки). Отпустите прижатые струны и прижмите средним пальцем левой руки первый лад на шестой струне. Правой рукой снова играйте «перебором»: шестая, третья и вторая струны (на второй струне первый лад прижмите безымянным пальцем левой руки). Отпустите вторую струну, а безымянным пальцем правой руки извлеките открытый звук на ней же. Третий и четвертый такты повторяют первый и второй. Техника исполнения пятого и шестого тактов напомнит вам вторую часть «Цыганочки» (основное отличие в одновременном извлечении звука не на трех, а на двух тонких струнах). Седьмой и восьмой такты являются повторением пятого и шестого. Девятый и десятый такты (начало второй части мелодии) вновь повторяют первый и второй такты. В 11-м такте безымянным пальцем левой руки прижмите третий лад на шестой струне, а правой рукой — одновременно шестую и третью струны (большим и средним пальцем соответственно). После этого играйте «перебором»: указательным пальцем правой руки на четвертой открытой струне, безымянным — на второй струне (которую мизинец левой руки уже прижал на третьем ладу), потом указательным — на четвертой, а средним — на третьей, после чего опять указательным — на четвертой открытой струне. В конце этого такта указательным пальцем левой руки прижимаете и отпускаете первый лад на второй струне (на фоне прижатой безымянным пальцем на третьем ладу шестой струны). Правой рукой извлекайте эти две ноты на второй струне по очереди безымянным и указательным пальцами. 12-й такт почти не отличается от 11-го, а в конце 13-го нужно выполнить срыв (вспомните «Цыганочку») указательным пальцем левой руки с первого лада первой струны. 14-й и 15-й такты сложности не представляют (вновь повтор первого и второго тактов). Как правильно исполнить 16-й такт, вы разберетесь сами.